Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Учет интерференции в преподавании культуры деловой речи иностранным студентам естественно-научных и технических специальностей

М.Б. Будильцева, И.Ю. Варламова
80,00 ₽
УДК 378:811.161.1`24
 

М.Б. Будильцева,

канд. филол. наук, доцент

 кафедры русского языка № 4 Института русского языка

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

https://orcid.org/0000-002-5928-3362, e-mail: budiltseva-mb@rudn.ru.ru

И.Ю. Варламова,

 канд. филол. наук, доцент

 кафедры русского языка № 4

Института русского языка

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

https://orcid.org/0000-0002-8855-6972, e-mail: varlamova-iyu@rudn.ru

 

В статье рассматривается проблема интерференции русской языковой системы и систем родных языков иностранных студентов в процессе их обучения культуре русской речи в официально-деловой сфере. Дается краткая характеристика спецкурса «Культура научной и официально-деловой речи», одной из целей которого является знакомство с особенностями официально-делового стиля русского языка, формирование навыков адекватного общения (устного и письменного) в типичных деловых ситуациях. Декларируется и обосновывается необходимость учета специфики родного языка (языка-посредника) учащихся, которая должна определять степень внимания к изучаемым языковым явлениям, характер учебных комментариев, использование конкретных приемов, последовательность изучения языкового материала и способы его презентации. Анализируются типичные ошибки интерференционного характера, допускаемые иностранными студентами при изучении спецкурса. Предлагается список тем, на которые следует обратить особое внимание, чтобы прогнозировать и минимизировать подобные ошибки. Подчеркивается значимость лингвоориентированной направленности обучения иностранных учащихся культуре русской речи в целом и культуре делового общения в частности, которая основана на поиске параллелей в словообразовательной, лексической и синтаксической системах русского языка и родного языка (языка-посредника), а также на использовании положительного переноса некоторых языковых явлений.

Ключевые слова: культура деловой речи, языковая норма, интерференция, лингвоориентированное обучение, коммуникативная компетенция

 

Литература

 

Афанасьева Н.Д. Обучение культуре деловой речи иностранных студентов юридических специальностей: автореферат дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 25 с.

Балыхина Т.М., Чжао Юйцзян. От методики к этнометодике. Обучение китайцев русскому языку: проблемы и пути их преодоления: Монография. М.: Изд-во РУДН, 2010. 344 с.

Бойчиук Г.В. Обучение иностранных учащихся русской деловой письменной речи с использованием информационных ресурсов: автореф. дисс. … канд. пед. наук. СПбГУ, 2023. 591 с.

Будильцева М. Б., Варламова И. Ю., Новикова Н.С. Культура речи в официально-деловой сфере: уч. пособие для студентов-иностранцев. 2-е изд., перераб. и доп. М., РУДН, 2023. 76 с.

Вагнер В.Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим. Фонетика, Грамматика, Части речи: автореф. дис. …д-ра педагог. наук. М., 1997. 41 с.

Гусман Тирадо Р. Вопросы языковой системы официально-деловой речи в русском и в испанском языках // Вестник Московского университета. Сер. 22: Теория перевода. 2012. № 4. С. 55–62.

Леонтьев А.А. Программа курса «Основы педагогики и психологии высшей школы». Психология обучения русскому языку как иностранному // Комплекс программ основных курсов ФПК / Отделение советских преподавателей русского языка как иностранного. Часть 1. М., 1988.

Малина Н.В., Рогачева Т.Д., Кондратьева И.А. Деловой русский в процессе преподавания русского языка как иностранного в вузе // Мир науки. 2017. Т. 5. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://mir-nauki.com/PDF/38PDMN217.pdf (доступ свободный).

Малина Н.В., Рогачева Т.Д., Кондратьева И.А. Пособие по обучению иностранных студентов официально-деловому стилю речи. Ростов н/Д: Изд. центр ДГТУ, 2016. 33 с.

Павлов А.И. Особенности преподавания делового русского языка иностранным студентам. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) // Мир педагогики и психологии. № 05 (94). URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-prepodavaniya-delovogo... (дата обращения:02.08.2024).

Пугачев И.А., Будильцева М.Б., Варламова И.Ю., Новикова Н.С. Обучение русскому языку как иностранному в аспекте лингвоориентированной методики: монография. М.: РУДН, 2018. 137 с.

Рожкова Г.И. К лингвистическим основам методики преподавания русского языка иностранцам. М. Изд-во МГУ, 1983. 128 с.

Руднев Д.В., Садова Т.С. Деловой язык как основа государственной коммуникации: проблема нормообразования // Политическая лингвистика. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/delivoy-yazyk-kak-osnova-gosudarstvenn... (дата обращения: 07.08.2024).

Соколова Л.В., Гусман Тирадо Р. Русско-испанские контакты в зеркале диалога культур (о теоретических основах и структуре национально-ориентированного учебного пособия по чтению и развитию речи для испанских студентов «Россия и Испания: диалог культур») // Мир русского слова. 2014. № 2. С. 109–113.

Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур. М.: Слово / Slovo, 2008. 344 с.

Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. М.: ИКАР, 2002. 236 с.

Хавронина С.А. Проблемы адаптации иностранных учащихся к новой педагогической реальности // Личность в межкультурном пространстве: Материалы Международной конференции, посвященной 50-летию Российского университета дружбы народов (19–20 ноября 2009 г.). М.: Изд-во РУДН, 2009. Ч. 1. С. 183–189.

Черкашина Е.Л. Обучение деловому иностранному (русскому) языку в техническом вузе (на примере НИУ МГСУ) // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 301–305.