Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Вовлечение студентов инженерных специальностей в научно-исследовательскую деятельность (социально-философский взгляд)

Е.В. Кривобокова
80,00 ₽
УДК 378:001.89-052
 

Е.В. Кривобокова,

аспирантка

Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»

e-mail: krivobockovae@yandex.ru

Актуальность проблемы вовлечения российской молодежи в науку определяется несколькими факторами. Во-первых, в последние годы наблюдается снижение интереса к инженерным профессиям и, соответственно, сокращение количества студентов, заинтересованных заниматься научно-исследовательской деятельностью. Во-вторых, уменьшилось число защит кандидатских диссертаций выпускниками аспирантуры. В рамках исследования был проведен опрос студентов первого курса магистратуры МГТУ «СТАНКИН», который продемонстрировал низкую вовлеченность молодежи в научно-исследовательскую деятельность. В статье предлагается формирование креативной социальной системы, которая представляет собой бесшовный переход из одной малой социальной группы в другую с повышением уровня знаний, навыков и компетенций.

Ключевые слова: внеучебная деятельность, Студенческое научное общество, Совет молодых ученых, научное наставничество, научные школы

Литература

Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50358 (дата обращения: 23.08.2024).

  1. Официальный сайт Десятилетия науки и технологий в России. [Электронный ресурс]. URL: https://наука.рф (дата обращения: 23.08.2024).
  2. Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 5 (117). С. 54–66.
  3. Щеглова И.А., Дремова О.В. Внеучебная деятельность как фактор академической успешности студентов: Информационный бюллетень. М.: НИУ Высшая школа экономики, 2022. 36 с. — (Мониторинг экономики образования).
  4. Остроушко М.Г. К вопросу исследования структуры субъектности // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2011. № 74. С. 537–544.
  5. Методические рекомендации по организации деятельности наставника кружка в образовательных организациях высшего образования / Т.Ю. Павельева, М.В. Бильчук, С.А. Говор [и др.]. М.: Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», 2022. 56 с. — («Технологии наставничества»).
  6. <Письмо> Минобрнауки России от 16.09.2021 № МН-11/74-ГГ «О направлении типового положения [о студенческих научных объединениях]» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=784609#WfRgGMUbGyGAz4c5 (дата обращения: 23.08.2024).
  7. Попугайло М.В., Гребнев Д.Ю., Сорокина М.Д. [и др.] Некоторые особенности работы студенческого научного кружка на кафедре патологической физиологии медицинского вуза // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2024. № 6. С. 74–78. DOI: 10.20339/AM.06-24.74
  8. Кривобокова Е.В. Креативное социальное пространство современного университета: социально-философский анализ // Машиностроение: традиции и инновации: Материалы XVI Всероссийской конференции с международным участием, Москва, 25 октября 2023 г. М.: Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», 2023. С. 144–153.
  9. Кандаурова А.В. Студенческое научное общество: проблемы, история, перспективы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2023. № 207. С. 47–57.
  10. Официальный сайт платформы Science-ID. [Электронный ресурс]. URL: https://scienceid.net/smu/list (дата обращения: 23.08.2024).