М.В. Попугайло,
канд. мед. наук, доцент
кафедра патологической физиологии
Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург
e-mail: pathophis@yandex.ru.
https://orcid.org/0000-0003-4820-5964
Д.Ю. Гребнев,
д-р мед. наук, доцент,
заведующий кафедрой патологической физиологии
Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург
e-mail: dr-grebnev77@mail.ru
https://orcid.org/0000-0002-5698-8404
М.Д. Сорокина,
студент
Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург
e-mail: sloyka98@mail.ru
О.А. Белоглазова,
студент
Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург
e-mail: olga.beloglazovawork@gmail.com
И.Ю. Маклакова,
д-р мед. наук, доцент,
заведующая кафедрой нормальной физиологии,
доцент кафедры патологической физиологии
Уральский государственный медицинский университет, г. Екатеринбург
e-mail: makliu@mail.ru
Студенческий научный кружок рассматривается как эффективный инструмент привлечения студентов к научно-исследовательской работе, ориентации студентов на профессиональное, интеллектуальное и социальное творчество, на обеспечение условий для самообразования.
В статье анализируется специфика организации деятельности научного кружка в современных условиях. Описаны некоторые новации в организации и проведении заседаний научного кружка кафедры патологической физиологии. Хотя предлагаемые формы вовлечения студентов в научную и учебную деятельность радикально не отличаются от традиционных, формат общения, временные рамки, вопросы, поднимаемые на заседаниях кружка, и многое другое несколько видоизменены, нешаблонны. Благодаря этому стало возможным повысить интерес сегодняшней студенческой молодежи к данной форме внеаудиторной работы. Одним из существенных факторов успешности кружковой работы стало вовлечение всех заинтересованных студентов в формирование повестки заседаний. Чувство сопричастности — важный психологический фактор выбора в пользу участия в работе кружка кафедры патологической физиологии. Организация викторин — интересный и полезный раздел в рамках проведения заседаний кружка. Соревновательный характер, неформальные принципы, командный формат помогают студентам углубить свои знания, позволяют ярче самовыразиться, лучше понимать себя и свои эмоции и лучше показать себя окружающему миру.
Определенные достижения в работе научного студенческого кружка кафедры патологической физиологии порождают новые вопросы о необходимости совершенствования этой работы.
Ключевые слова: студенческий научный кружок, патологическая физиология, научно-исследовательская деятельность, вуз, студенты, Нобелевская премия, болезнь Гентингтона, викторина.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Литература
1. Сперанская А.Н. Научный кружок как особая форма неформальных коммуникаций в отечественной науке (на примере «клуба Капицы» // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2016. Т. 16. № 2. С. 49–53.
2. Ларина В.Н., Кудина Е.В., Микава К.Р. Анализ эффективности работы студенческого научного кружка медицинского вуза для подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023. Т. 22 (1S). С. 3409. DOI: 10.15829/1728-8800-2023-3409
3. Колодезникова С.И., Гуляев П.Д. К проблеме организации деятельности студенческого научного кружка в современных условиях // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 11 (165). С. 146–149. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-organizatsii-deyatelnosti-studencheskogo-nauchnogo-kruzhka-v-sovremennyh-usloviyah?ysclid=lqm8bscruq779436876 (дата обращения 29.01.2024).
4. Аппакова Э.Г., Фёдоров О.С. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения конкурентоспособности (социально-философский анализ) // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost... (дата обращения: 29.01.2024).
5. Андронов Д.Е., Власов Р.В., Титова В.А. Влияние научных кружков на студентов в образовательном процессе // «Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки»: материалы VI Студенческой международной заочной научно-практической конференции. (13 декабря 2012). Новосибирск: Изд-во «СибАК», 2012. С. 144–148. URL: sibac.info/archive/social/6.pdf (дата обращения: 29.01.2024).
6. Горгоц О.В. Работа студенческого научного кружка, как фактор развития всесторонне развитой личности специалиста с высшим образованием // Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Волгоград, 2017. № 4 С. 41.
7. Официальный сайт Уральского государственного медицинского университета URL: https://usma.ru/nauka-ugmu/infrastruktura/nauchnoe-obshhestvo-studentov-i-molodyx-uchenyx/?ysclid=lqm8md9vnm981507566 (дата обращения 29.01.2024).
8. Маметьева О.С., Супрун Н.Г., Халикова Д.А. Научно-исследовательская работа студентов вуза: результативность и проблемы организации// Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27362 (дата обращения: 29.01.2024).
9. Исмаилова М.С., Калягин Н.И., Попугайло М.В. Научно-исследовательская деятельность студентов старших курсов УГМУ // «От качества медицинского образования — к качеству медицинской помощи». Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. В 2 ч. Екатеринбург: Изд-во ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России, 2018. Ч. 1. С. 279–284.
10. Севастьянова И.К., Аюпова Ф.С., Восканян А.Р. Роль студенческого научного кружка в образовательном пространстве // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4. С. 256–258. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4788 (дата обращения 29.01.2024).
11. Кривченко Т.А., Ольховик Н.В. Модель современного специалиста с высшим образованием // Евразийский союз ученых. 2015. № 4-12 (13). С. 41–44. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/model-sovremennogo-spetsialista-s-vysshim-obrazovaniem (дата обращения 29.01.2024).
12. За что палеогенетик Сванте Паабо получил Нобелевскую премию. URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/633be3939a794791f480d4d9?from=copy (дата обращения 29.01.2024).
13. Как спасти Тринадцатую? (Перспективы лечения болезни Хантингтона). URL: https://biomolecula.ru/articles/kak-spasti-trinadtsatuiu-perspektivy-lecheniia-bolezni-khantingtona?ysclid=lrrzyxlezq568199937 (дата обращения 29.01.2024).
14. Своя игра — GameSHOWS.ru. (дата обращения 29.01.2024).