Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Философская картина мира и место онтологии в учебном процессе

Н.В. Попкова
80,00 ₽

УДК 111

DOI 10.20339/AM.03-24.087 

 

Н.В. Попкова

д-р филос. наук, канд. тех. наук, доцент,

профессор кафедры «Гуманитарные и с оциальные дисциплины»

Брянский государственный технический университет

e-mail: npopkova12@rambler.ru

 

Рассмотрены основные черты философской картины мира как необходимой составной части целостного мировоззрения, формирование которого является одной из основных целей философии как учебного предмета. Показано, что онтология (раздел философии, осуществляющий разработку картины мира) в настоящее время находится на периферии как философских исследований, так и общественного внимания. Более того: важнейшие категории, сформулированные философами, отвергаются сторонниками научной картины мира, так как открытия современной постнеклассической науки формируют иное представление о структуре и закономерностях мироздания, нежели господствовавшее в европейской философии и культуре в течение долгого времени. Высказываются сомнения в актуальности традиционных категорий онтологии; предложено отказаться от построенной с их помощью философской картины мира и ограничиться научной картиной мира, которая уже предлагается учеными на основе метанаучного синтеза. Тем не менее научная картина мира объективна, то есть лишена ценностных ориентиров — необходимой составляющей мировоззрения. Поэтому в статье проанализированы различия между научной и философской картиной мира и показано, что для реализации мировоззренческой функции философии при ее преподавании требуется изучение традиционных категорий онтологии. Они остаются основанием для формирования мировоззрения, определяющего место человека в мире и границы его деятельности.

Ключевые слова: философия, онтология, картина мира, высшее образование, мировоззрение, постнеклассическая наука.

 

Литература

 

  1. Ажимов Ф.Е. Онтолого-метафизические проекты современной западноевропейской философии // Вопросы философии. 2007. № 9. С. 145–153.
  2. Афанасьева В.В., Анисимов Н.С. Постнеклассическая онтология // Вопросы философии. 2015. № 8. С. 28–41.
  3. Буденкова В.Е. Онтологические трансформации современной науки и рациональность // Философские науки. 2006. № 9. С. 71–83.
  4. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 528 с.
  5. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма: опыт характеристики миросозерцания С. Киркегора. М.: Искусство, 1970. 247 с.
  6. Доброхотов А.Л. Онтология // Новая философская энциклопедия. М., 2010. Т. 3. С. 149–151.
  7. Жуков В.Н. Зачем нужна философия в вузе // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 5. С. 18–21.
  8. Красиков В.И. Онтологии // Вопросы философии. 2013. № 9. С. 43–51.
  9. Липский Б.И. Курс философии в структуре высшего образования // Философия науки. 2016. № 6. С. 24–34.
  10. Кондрашов П.Н. Философия как теоретическая форма мировоззрения и экзистенциальное отношение человека к миру // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 11. С. 9–12. DOI: 10.20339/AM.11-16.09
  11. Макарова И.В. Культурфилософский горизонт трудов П.П. Гайденко // Вопросы философии. 2023. № 7. С. 13–18.
  12. Маркова Л.А. На пути к новой онтологии в философии науки // Вопросы философии. 2013. № 11. С. 40–49.
  13. Михайловский А.В. Критика «технотронной цивилизации» у П.П. Гайденко в аспекте немецкой культуркритики // Вопросы философии. 2023. № 7. С. 6–12.
  14. Попкова Н.В. Препятствия на пути экологического образования: философский анализ // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 5. С. 43–47. DOI: 10.20339/AM.05-23.043
  15. Попкова Н.В. Философия в российской высшей школе: цель и препятствия // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 10. С. 39–43. DOI: 10.20339/AM.10-22.039
  16. Розин В.М. Взаимодействие и границы социального, биологического и космического типов реальности // Вопросы философии. 2022. № 2. С. 94–105.
  17. Розин В.М. Понятия «предмет» и «объект» (методологический анализ) // Вопросы философии. 2012. № 12. С. 85–96.
  18. Стёпин В.С. Философия природы и постнеклассическая рациональность // Философия природы сегодня. M.: Kanon+, 2009. С. 16–26.
  19. Хлебникова О.В. Преподавание философии в призме современности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 7. С. 24–28.
  20. Kriegel U. Introverted Metaphysics: How We Get Our Grip on the Ultimate Nature of Objects, Properties and Causation // Metaphilosophy. 2019. Vol. 50(5). P. 688–707. DOI: 10.1111/meta.12391.
  21. Simons P. Ontology Meets Ontologies: Philosophers as Healers // Metascience. 2009. Vol. 18 (3). P. 469–473. DOI: 10.1007/s11016-009-9308-4