УДК 1:75
О.М. Мазаненко,
д-р философ. наук, профессор
Луганская государственная академия культуры и искусств имени Михаила Матусовского
e-mail: oksanamazanenko@gmail.com
На основании эстетико-феноменологического анализа творчества художника в статье показано, каким образом «работают» интенциональные переживания, обогащая эстетический опыт художника. Они продуцируют новые смыслы, выстраивая новые горизонты интерсубъективных отношений с миром и собой. Интенциональная структура творческих актов с определенными деятельно-психологическими установками позволяет раскрыть процесс жизни-функционирования сознания автора как нелинейную систему соотношения взаимопроникающих слоев интенциональных переживаний. Особая роль отводится экзистенциальным переживаниям как особому способу бытия, предпосылке и условию творчества художника.
Ключевые слова: эстетический опыт, художественное творчество, творческое сознание, переживания, интенции, смыслы, феноменология.
Литература
- Бахтин M.M. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. М.: Художественная литература, 1986. 543 с.
- Борев Ю.Б. Эстетика: учебник. М.: Высшая школа, 2002. 511 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 345 с.
- Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: ДИК, 1999. Т. 1. 227 c.
- Долгов К.М. Феноменология искусства. М.: ИФ РАН, 1996. 264 с.
- Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур, 2010. 592 с.
- Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Иностранная литература, 1962. 574 с.
- Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994. 368 с.
- Мазаненко О.М. Феноменолого-психологическое исследование творческого сознания в эстетических координатах // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. Вып. 4. С. 460–472.
- Марсель Г. Быть и иметь / пер. с фр. И.Н. Полонской. Новочеркасск: Сагуна, 1994. 160 с.
- Толстой Л.Н. Что такое искусство? // Собр. соч.: В 22 т. М.: Художественная литература, 1983. Т. 15. С. 41–47.