Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Использование ChatGPT: новый вызов для системы образования

В.И. Лукащук
80,00 ₽

УДК 378-042.4:004.8

DOI 10.20339/AM.10-23.081  

 

В. Лукащук,

д-р социол. наук, доцент,

профессор кафедры «Социально-философские науки и массовые коммуникации»

Севастопольский государственный университет

e-mail: luka81@list.ru

           

В настоящей статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с внедрением текстового бота ChatGPT в сферу образования. Многие исследователи сходятся во мнении, что внедрение ChatGPT в образовательную сферу способствует реализации персонализированного обучения, повышению эффективности работы преподавателей и созданию благоприятных условий для обучения и развития учащихся. Несмотря на некоторые преимущества использования ChatGPT в обучении, его не следует рассматривать как надежный инструмент получения знаний. Показано, что цифровое неравенство в Российской Федерации постепенно преодолевается, что еще более обостряет проблему угроз использования ChatGPT в образовании. Проанализированы наиболее острые угрозы использования в образовании ChatGPT: проблема установления авторства студенческой работы, формирование искаженных представлений о мире, утрата студентами критического и творческого мышления, моральная деградация. Для преодоления этих угроз предлагается: вернуться к работе в аудитории, что поможет решить проблемы, связанные с профессиональной социализацией и развитием критического и творческого мышления у студентов; изменить требования к написанию курсовых и выпускных квалификационных работ; в некоторых вузах следует отказаться от выпускных квалификационных работ в пользу государственных экзаменов; более активно вовлекать студентов в научную и исследовательскую деятельность.

Ключевые слова: система образования, цифровые технологии в образовании, цифровое неравенство, искусственный интеллект в образовании, генеративный искусственный интеллект, ChatGPT, трансформация образования.

 

Литература

 

1. Корчагин С.А. Анализ тенденций применения технологий искусственного интеллекта в образовательной сфере // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21. Вып. 1. С. 37–42. DOI: 10.18500/1818-9601-2021-21-1-37-42

2. Ракитов А.И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 6. С. 41–49.

3. Мухамадиева К.Б. Анализ исследований по применению искусственного интеллекта в высшем образовании // Образование и проблемы развития общества. 2020. № 2 (11). С. 119–124.

4. Мирзакаримова М.М. Совершенствование дистанционного образования с помощью искусственного интеллекта // Экономика и предпринимательство. 2022. № 7 (144). С. 1261–1265. DOI: 10.34925/EIP.2022.144.7.253

5. Искусственный интеллект в образовании // Tadviser. Государство. Бизнес. Технологии [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Искусственный_интеллект_в_образовании (дата обращения: 26.06.2023).

6. Гаркуша Н.С., Городова Ю.С. Педагогические возможности ChatGPT для развития когнитивной активности студентов // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11. № 1. С. 6–23.

7. Diwan C., Srinivasa S., Suri G., Agarwal S., Ram P. AI-based learning content generation and learning pathway augmentation to increase learner engagement // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2023. Vol. 4. 100110. DOI: 10.1016/j.caeai.2022.100110.

8. Gheisari M., Becerik-Gerber B., Dossick C.S. Emerging learning technologies for future of work and education in engineering [Electronic resource]. Advanced Engineering Informatics. 2022. 101775. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1474034622002336 (accessed on: 26.06.2023).

9. Коган М. С. О возможном использовании нейросети CHATGPT в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 31–38.

10. Biswas S.S. Potential Use of Chat GPT in Global Warming // Annals of Biomedical Engineering. 2023. Vol. 51. P. 1126–1127. DOI: 10.1007/s10439-023-03171-8

11. Сысоев П.В., Филатов Е.М. CHATGPT в исследовательской работе студентов: запрещать или обучать? // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 2. С. 276–301. DOI: 10.20310/1810-0201-2023-28-2-276-301

12. One-third of college students used ChatGPT for schoolwork during the 2022-23 academic year [Electronic resource] // Intelligent. URL: https://www.intelligent.com/one-third-of-college-students-used-chatgpt-f... (accessed on: 26.06.2023).

13. Вред для мышления и утечки данных. Где и почему запрещают пользоваться ChatGPT [Электронный ресурс] // БКС Экспресс. URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/vred-dlia-myshleniia-i-utechk... (дата обращения: 26.06.2023).

14. Лукащук В.И. Проблемы цифровизации высшего образования в России // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 7. С. 24–28. DOI: 10.20339/AM.07-21.024

15. Выборочное федеральное статистическое наблюдение по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/business/it/ikt22/index.html (дата обращения: 26.06.2023).

16. Сосновский А. Искусственный интеллект создавался в ЦИПСО? [Электронный ресурс] // EUROMORE. URL: https://dzen.ru/a/ZFFVJak4bW9ScL5w (дата обращения: 26.06.2023).

17. Van Dis E., Bollen J., van Rooij R., Zuidema W., Bockting C. ChatGPT: five priorities for research // Nature. 2023. No. 614. P. 224–226. DOI: 10.1038/d41586-023-00288-7

18. Chatterjee J., Dethlefs N. This new conversational AI model can be your friend, philosopher, and guide ... and even your worst enemy // Patterns. 2023. Vol. 4. No. 1. Article no. 100676. DOI: 10.1016/j.patter.2022.100676

19. Khalil M., Er E. Will ChatGPT get you caught? Rethinking of plagiarism detection // EdArXiv. 2023. February 8. DOI: 10.35542/osf.io/fnh48

20. Ивахненко Е.Н., Никольский В.С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 4. С. 9–22. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22

21. Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг / пер. с нем. А.Г. Гришина. М: АСТ, 2014. 288 с.