УДК 37.01
В.П. Сраджев*,
д-р искусствоведения, профессор
Белгородский государственный институт искусств и культуры
О.С. Бороздина,
канд. пед. наук, доцент
Белгородский государственный институт искусств и культуры
e-mail: olyb@list.ru
От реформы образования зависит будущее России. Поэтому идет активный поиск путей решения этой судьбоносной задачи. Важнейшим условием успешности этого процесса является выбор концептуальной основы, способной стать организующей и направляющей силой реформы. Раздробленное на части образование необходимо собрать в единую систему, способную достойно выполнять социальный заказ общества.
В качестве методологической основы процесса реформирования может выступить теория функциональных систем, разработанная в свое время академиком П.К. Анохиным. Ядром его теории является получение результата с помощью взаимосодействия компонентов системы. Это инициирует необходимость определения нужного результата, который на начальном этапе выступает как цель. Цель-результат и служит тем объединяющим механизмом, который превращает разрозненные компоненты в функциональную систему.
В наше время мир меняется столь стремительно, что воспитание нового человека становится важнейшей стратегической задачей общества и государства. Поэтому результатом деятельности образования как функциональной системы служит социализация личности. Это понятие широко применяется в литературе. Но данном случае оно носит расширительный характер, так как наряду с воспитанием мировоззренческой основы человека оно включает в себя и профессиональную подготовку, пригодную для достижения достойного уровня жизни в социуме.
Важнейшие условия реформирования образования в России: 1) строгий научный подход в создании модели образования, построенной на адекватной концептуальной основе; 2) умная, ответственная, профессиональная политическая воля государства, проявляющаяся не в виде формально озвученных броских лозунгов — «нужно реформировать образование», — а в создании специального управленческого механизма, функционально способного организовать масштабные научные исследования для решения задач реформирования образования в стране.
Ключевые слова: система образования, реформирование образования, методологическая база системы реформирования, социализация личности.
Литература
- Петрунева Р.М., Васильева В.Д. Болонский тупик… Что дальше? // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 11. С. 10–21. DOI: 10.20339/AM.11-22.010
- URL: https://vecherniy.com/news/nazad_v_budushhee_chto_izmenitsja_v_rossijskikh_shkolakh/2023-08-18-1347 (дата обращения: 20.08.2023).
- URL: https://rg.ru/2023/06/07/ushla-na-bazu.html (дата обращения: 21.08.2023).
- URL: https://cyberpedia.su/7x7673.html (дата обращения: 22 08.2023).
- Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. М.: Владос, 2002. 320 c. С. 214.
- Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973. С. 315.
- Сраджев В.П. Функциональные возможности фортепианных уроков. М.: Прогресс, 2007. 42 c.
- Берак О.Л. Инновационное образование в кризисные эпохи // Культура и образование. 2014. № 1 (12). С. 61–64. URL: https://sciup.org/innovacionnoe-obrazovanie-v-krizisnye-jepohi-14490273
- Светличная Л.В. Педагогика : курс лекций. М.: Российский университет транспорта (МИИТ), 2019. 81 с. URL: https://www.iprbookshop.ru/115973.html (дата обращения: 15.07.2023). Режим доступа: для авторизир. пользователей.
- Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка : уч. пос. М.; Вологда : Инфра-Инженерия, 2021. 252 c. URL: https://www.iprbookshop.ru/114969.html (дата обращения: 15.07.2023). Режим доступа: для авторизир. пользователей.
- Современные отечественные концепции социализации личности. URL: https://studfile.net/preview/6064556/page:4/ (дата обращения: 15.07.2023).
- Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1988. 63 с.
- Представления Б.Д. Парыгина о социальной психологии личности. URL: https://mybiblioteka.su/4-73997.html (дата обращения 18.08.2023).
*Здесь и далее — автор-корреспондент.