Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Новые ориентиры нормативной, научной и методической поддержки соискателей ученых степеней

С.Д. Резник, О.А. Вдовина, О.А. Сазыкина
80,00 ₽

УДК 001.89

https://doi.org/10.20339/AM.12-22.112      

 

С.Д. Резник,

д-р экон. наук, профессор,

заведующий кафедрой «Менеджмент»

Пензенский государственный университет

архитектуры и строительства

e-mail: disser@bk.ru

О.А. Вдовина,

канд. пед. наук, доцент

кафедры «Менеджмент»

Пензенский государственный университет

архитектуры и строительства

e-mail: olga16.08@mail.ru

О. Сазыкина,

канд. экон. наук, доцент

кафедры «Менеджмент»

Пензенский государственный университет

архитектуры и строительства

e-mail: soa02041978@bk.ru

 

Подготовка диссертационной работы и ее защита представляют собой сложный и длительный процесс. Его эффективность во многом зависит от качества научно-методической подготовленности всех участников диссертационного процесса: аспирантов, докторантов, научных руководителей и консультантов, руководителей и членов диссертационных советов.

В статье рассматриваются изменения в нормативном и научно-методическом обеспечении системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров России по уровням диссертационного менеджмента: для руководителей и членов диссертационных советов, для научных руководителей и научных консультантов, для аспирантов и докторантов, а также для студенческой молодежи, ориентированной на будущую научную деятельность.

Ключевые слова: диссертационный менеджмент, диссертационные советы, научные руководители, докторанты, аспиранты, студенты, нормативное и научно-методическое обеспечение.

Литература

  1. Административный регламент Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче по ходатайствам образовательных организаций высшего образования, образовательных организаций дополнительного профессионального образования и научных организаций разрешений на создание на их базе советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, определению и изменению составов этих советов, определению перечня научных специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты. Утвержден приказом Минобрнауки России от 13.01.2021 № 5. URL: garant.ru (дата обращения: 30.08.2022).
  2. Бедный Б.И., Воронин Г.Л., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Барьеры на пути к ученой степени: проблемы постаспирантского периода // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 1. С. 35–48.
  3. Казаков Ю.В. О качестве диссертаций или этот странный ГОСТ // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. №5. С. 65–75. DOI: 10.20339/AM.05-21.065
  4. Красинская Л.Ф., Климова А.С. Аспирантура в ожидании перемен: насколько к ним готовы аспиранты и их научные руководители? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3.С. 24–36.
  5. Молоткова Н.В., Попов А.И. Методология аттестации научно-педагогических кадров образовательных учреждений // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2020. № 1 (75). С. 157–170.
  6. Новиков А.М. Докторская диссертация?: пособие для докторантов и соискателей ученой степени доктора наук. 3-е изд. М.: Эгвес, 2003.
  7. Номенклатура научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденная приказом Минобрнауки России от 24.02.2021 № 118. URL: garant.ru (дата обращения: 30.08.2022).
  8. Обновленная ВАК наметила приоритеты // Поиск. 2022, 1 июля. № 27.
  9. Основные показатели подготовки кадров высшей квалификации, научных кадров в докторантуре по Российской Федерации. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/education (дата обращения: 9.10.2022).
  10. Паспорта научных специальностей. URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/news (дата обращения: 30.08.2022).
  11. Пахомов С.И., Гуртов В.А., Стасевич А.В. Введение новой номенклатуры научных специальностей в России: преемственность и новации // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 8. С. 11–36.
  12. Положение о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования РФ (с изм. на 30.10.2021). URL: garant.ru (дата обращения: 30.08.2022).
  13. Положение о докторантуре. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2014 г. N 267 (с изм. на 01.10.2018). URL: garant.ru (дата обращения: 10.05.2021).
  14. Положение о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). Утверждено Постановлением Правительства РФ 30 ноября 2021 г. № 2122. URL: garant.ru (дата обращения: 30.08.2022).
  15. Положение о присуждении ученых степеней. Утверждено постановлением Правительства РФ от 24.09.2013 № 842 (с изм. на 11.09.2021). URL: garant.ru (дата обращения: 30.08.2022).
  16. Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Утверждено приказом Минобрнауки РФ от 10.11.2017 № 1093 (с изм. на 07.06.2021). URL: garant.ru (дата обращения: 30.08.2022).
  17. Положение об экспертном совете Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ. Утверждено приказом Минобрнауки России от 30 сентября 2021 г. № 903 (с изм. на 10.12.2015). URL: garant.ru (дата обращения: 30.08.2022).
  18. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 24 августа 2021 г. № 786 «Об установлении соответствия направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 24 февраля 2021 г. № 118». URL: garant.ru (дата обращения: 30.08.2022).
  19. Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень: Пособие для соискателей. 9-е изд., доп. и испр. М.: ИнФРА-М, 2012.
  20. Резник С.Д. Докторант высшего учебного заведения: практ. пос. 3‑е изд. М.: ИНФРА-М, 2022. 299 с.
  21. Резник С.Д. Научное руководство аспирантами: учеб. пос. с грифом УМО. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2023. 477 с.
  22. Россия в цифрах. 2021: Крат. стат. сб. / Росстат. M., 2021 275 с.
  23. Самойленко Н.Б. Подготовка научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре: вызовы, перспективы // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73-1. С. 261–264.
  24. Сенашенко В.С. Об образовательном законодательстве российской федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 7. С. 11–17. DOI: 10.20339/AM.07-21.011
  25. Сенашенко В.С. О ключевых положениях реформы аспирантуры // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 2. С. 13–18. DOI: 10.20339/AM.02-20.013
  26. Уражок Т.В. Отношение аспирантов к аспирантуре и научно-преподавательской деятельности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 1. С. 57–64. DOI: 10.20339/AM.01-21.057
  27. Федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов). Утверждены приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 20.10.2021 № 951. URL: garant.ru (дата обращения: 30.08.2022).
  28. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ (с изм. на 2 июля 2021 г.). URL: garant.ru (дата обращения: 30.08.2022).
  29. Шафранов-Куцев Г.Ф., Ефимова Г.З., Булашева А.А. Практика научного руководства аспирантами (по результатам экспертного опроса) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 10. С. 72–80. DOI: 10.20339/AM.10-18.072