Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Социально-этические аспекты ЕГЭ и Болонской системы (на примере высшего медицинского образования)

К.В. Зорин
80,00 ₽

УДК 378:61

https://doi.org/10.20339/AM.10-22.050   

К.В. Зорин,

канд. медицинских наук, доц.

Кафедра ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни —

залог успешного развития»

Московский государственный медико-стоматологический университет  имени А.И. Евдокимова Минздрава России

ORCID 0000-0001-8819-6818

е-mail: zkv1000@yandex.ru

 

Автор анализирует социально-этические проблемы обучения врача, связанные с Единым государственным экзаменом и Болонской системой. В работе применялись следующие методы исследования: изучение и анализ специальной литературы, синтез, моделирование, сравнение, обобщение, наблюдение, системный анализ и теоретическое познание. Сделан вывод, что ЕГЭ и Болонская система привели к снижению качества высшего медицинского образования и увеличению количества диагностических, лечебных и этико-деонтологических ошибок. Также возросла неудовлетворенность населения практикой оказания медицинской помощи. Статья содержит ряд социально-этических рекомендаций, которые нужно иметь в виду при создании национальной системы медицинского образования.

Ключевые слова: высшее медицинское образование, социально-этические проблемы, Единый государственный экзамен, Болонская система.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Литература

1. Минобрнауки подтвердило «Ъ» намерение отказаться от Болонской системы. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5367629

2. Глава Минобрнауки рассказал, как Россия будет уходить от Болонской системы. URL: https://ria.ru/20220602/obrazovanie-1792542477.html?utm_source=yxnews&ut...

3. Патрушев призвал отказаться от Болонской системы. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5367318

4. Толстой назвал ЕГЭ «насилием над детьми и самой идеей образования». URL: https://ria.ru/20210519/ege-1733037992.html

5. Седых А.В., Шаламова П.Э. Оценка когнитивной функции у студентов 1 курса. Выявление индивидуальных особенностей памяти: материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://www.scienceforum.ru/2017/article/2017039891

6. Старицына О.А. Клиповое мышление vs образование. Кто виноват и что делать? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 270–274.

7. Землинская Т.Е., Ферсман Н.Г. Методики вузовского обучения в контексте клипового мышления современного студента // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 4 (255). С. 153–160.

8. Стрекалова Н.Б. Влияние информационных технологий на качество учебного процесса // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. Т. 19. № 6. С. 48–53.

9. Амиров А.Ф. Медицинское образование России в условиях реализации Болонских соглашений // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. 2008. № 2 (27). С. 19–21.

10. Никитина Ю.И., Лихачев В.Н., Никитин И.Ю. Болонский процесс и медицинское образование в России // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 2. С. 109–115.

11. Сорокина Т.С. Болонский процесс и Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015. Т. 23. № 5. С. 49–53.

12. Марио де Мартино, Гущина Ю.Ш., Устилинцев К.А. Болонский процесс и его влияние на систему высшего медицинского образования // Современное педагогическое образование. 2021. № 11. С. 18–21.

13. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В. Психология и педагогика в медицинском образовании: учебник / под ред. проф. Н.В. Кудрявой. М.: Кнорус, 2020. 318 с.

14. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В., Уколова Е.М., Суворова Е.В. Нравственно-просветительские аспекты деятельности врача-педагога / под ред. проф. Н.В. Кудрявой. М.: РИО МГМСУ, 2015. 384 с.

15. Зорин К.В. Проблемы организации личностно-ориентированной модели развития здравоохранения, образования и работы врача // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10. № 1. С. 66–71.

16. Дмитриев М. Болонская мина под отечественное медобразование.URL: https://rvs.su/statia/bolonskaya-mina-pod-otechestvennoe-medobrazovanie