УДК 378+613.7
https://doi.org/10.20339/AM.06-22.037
Л.Н. Вдовина
кандидат биологических наук,
доцент кафедры медицины,
директор студенческого городка
Ярославский государственный педагогический университет,
e-mail: vdovinaln@mail.ru
В статье рассмотрены вопросы организации работы по освоению знаний и формированию навыков здоровьесбережения в современном образовательном пространстве, осмыслена деятельность высших учебных заведений по сохранению и укреплению здоровья преподавателей и студентов. В процессе анкетирования и интервьюирования исследуются разные аспекты отношения студентов и преподавателей к проблемам здоровьесбережения. Проанализирован уровень их знаний в данной сфере и сформированности стрессоустойчивости у студентов в зависимости от уровня образования и материального благополучия их семей. Установлено, что администрации вузов целенаправленно работают над созданием условий формирования бережного отношения студентов к своему здоровью посредством вовлечения их в активные занятия физической культурой и спортом. У студентов из семей, которые относятся к сильноресурсным группам, уровень знаний в сфере здоровьесбережения выше, а навыки волевой психофизиологической саморегуляции человека развиты лучше, чем у студентов из семей, которые относятся к слаборесурсным группам. В большинстве девушки лучше, чем юноши, знают о причинах стресса, способах его преодоления и о стрессоустойчивости. Девушки лучше, чем юноши, относятся к своему здоровью, что позволяет им сохранять нормальную работоспособность в условиях учебного стресса. Выявлено, что чем выше уровень материального благополучия и уровень образования родителей, тем выше уровень знаний о здоровом образе жизни и лучше состояние здоровья респондентов. Очевидно, что студенты из среднересурсных и слаборесурсных семей намного хуже знакомы со способами преодоления отрицательных последствий стрессов. Следовательно, с данной категорией студентов вузам необходимо интенсифицировать работу по формированию навыков здорового образа жизни.
По результатам проведенного исследования автором предлагаются мероприятия, направленные на укрепление здоровья всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова и словосочетания: здоровьесберегающие технологии, учебный стресс, стрессогенные факторы, здоровый образ жизни, педагогическое сопровождение, самосохранительное поведение.
Литература
1. Таланов С.Л., Самойлов М.Г. Удовлетворенность работой: привлекательные и непривлекательные, важные и второстепенные стороны работы молодых преподавателей вузов Ярославской области // Социология науки и технологий. 2010. Т. 1. № 3. С. 66–72.
2. Гужова П.А. Здоровый образ жизни: позиция студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 10. С. 38–45. DOI: 10.20339/AM.10-21.038
3. Sadana R, Tandon A, Murray CLJ, et al. Describing population health in six domains: comparable results from 66 household surveys. Global Programme on Evidence for Health Policy. Discussion Paper No. 43. Geneva, Switzerland: WHO; 2002.
3. Feinstein L, Sabates R, Anderson T.M, Sorhaindo A, Hammond C. What are the Effects of Education on Health? Copenhagen, Denmark. Measuring the Effects of Education on Health and Civic Engagement: Proceedings of the Copenhagen Symposium, OECD; 2006.
4. Basch C.E. Healthier Students Are Better Learners: A Missing Link in School Reforms to Close the Achievement Gap. Journal of School Health. 2011, October. Vol. 81. No. 10. P. 593–598.
5. Baker D.P. The Schooled Society: The Educational Transformation of Global Culture. Stanford, CA: Stanford Univ. Press, 2014. 360 p.
6. Kino S, Bernabé E, Sabbah W. The role of healthcare and education systems in co-occurrence of health risk behaviours in 27 European countries // Eur. J. Public Health. 2018. V. 28 (1). P. 186–192.
7. Renard F, Devleesschauwer B, Speybroeck N, Deboosere P. Monitoring health inequalities when the socio-economic composition changes: are the slope and relative indices of inequality appropriate? Results of a simulation study // BMC Public Health. 2019; 19: 662. URL: https://doi.org/10.1186/s12889-019-6980-1.
8. Shiels M.S., Chernyavskiy P, Anderson W.F., Best A.F., Haozous E.A. Diverging trends in premature mortality in the U.S. by sex, race, and ethnicity in the 21st century // Lancet. 2017; 389: 1043–1054.
9. Zajacova A, Lawrence E.M. The relationship between education and health: reducing disparities through a contextual approach // Ann Rev Pub Health. 2018; 39: 273–289.
10. Zhong H. An over time analysis on the mechanisms behind the education–health gradients in China // China Econ Rev. 2015; 34 (C): 135–149.
11. Birge M., Duffy S., Astrid Miler J. and Hajek P. ‘What Proportion of People Who Try One Cigarette Become Daily Smokers? A Meta-Analysis of Representative Surveys’ // Nicotine & Tobacco Research. 2018. 20 (12): 1427–1433.
12. Кролевец О.П. Взаимосвязь социальных представлений о здоровом образе жизни с уровнем физического и психического здоровья // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2020. № 2. С. 19–26.
13. Тихонова В.А., Данилова А.М. Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры: на примере формирования здорового образа жизни студента // Наука через призму времени. 2019. № 6 (27). С. 169–172.
14. Коряковцева О.А. «Плюсы и минусы» использования балльно-рейтинговой системы оценивания в вузах: результаты эмпирического исследования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 2. С. 55–65. DOI: 10.20339/AM.02-21.055
15. Дуракова С.А., Дашковский Д.А., Найманбаев Н.Р., Тихонов К.К. Общедоступные методы самооценки здоровья молодежи на пути его укрепления и формирования ЗОЖ // Мировая наука. 2021. № 7 (52). С. 39–42.