УДК 378::62
https://doi.org/10.20339/AM.06-22.025
С.Б. Бондаренко,
д-р филос. наук, профессор
кафедра философии
Курский государственный университет
e-mail: bondsb@rambler.ru
Цель статьи — обосновать перспективность и своевременность усиления и ускорения процесса технизации высшего образования в России. Статус технического знания в высшем образовании меняется. В период новой промышленной революции статус технических наук в высшем образовании неуклонно повышается. Показывается, что одна из ведущих тенденций новой промышленной революции — усложнение структуры технического знания. Современные исследования структуры технического знания показали его комплексный и гетерогенный характер. В статье с помощью новейших данных проводится кейс для анализа структуры технического знания на примере медицинских масок. Коронавирусная пандемия в условиях новой промышленной революции выявила низкий уровень технизации высшего образования в России. В статье обосновывается целесообразность давать студенту вуза по его желанию и выбору техническую и нетехническую специальности при обучении по одной образовательной программе с учетом структуры технического знания. Объясняется, что переход на более высокий уровень технизации основывается на рациональном и демократичном дидактическом принципе максимального разнообразия сочетания двух и более специальностей при пятилетнем обучении в вузе в рамках одной образовательной программы. Отмечается, что процесс усиления и ускорения технизации высшего образования в России не должен нарушать права человека и отбрасывать демократические ценности современного общества.
Ключевые слова: технизация высшего образования, структура технического знания, коронавирусная пандемия, демократические ценности.
Литература
1. Diderot, D. Ingenieur // L’Encyclopédie.1-re édition. Vol. 8. Paris: Briasson, David l’aîné, Le Breton, Durand.1766. P. 741−743. URL: https://fr.wikisource.org/wiki/L%E2%80%99Encyclop%C3%A9die/1re_%C3%A9dit... (дата обращения: 08.02.2022)
2. Араго Ф. Биографии знаменитых астрономов, физиков и геометров. В 3 т. Т. 1. Ижевск: НИЦ РХД, 2000. 496 с.
3. Джефферсон Т. Заметки о штате Вирджиния // Американские просветители. Избр. произведения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль,1969. 445 с.
4. Ленин В.И. О политехническом образовании // Ленин В.И. ПСС. 5‑е изд. Т. 42. М.: Политиздат, 1970. С. 228−230.
5. Иоффе А.Ф. О физике и физиках: Статьи, выступления, письма. Л.: Наука, 1985. 544 с.
6. Houkes W. The Nature of Technological Knowledge // Handbook of the Philosophy of Science. Vol. 9: Philosophy of Technology and Engineering Sciences. 2009. P. 309−350. DOI:10.1016/B978-0-444-51667-1.50016-1
7. Vincenti W.G. What Engineers Know and How They Know It. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1990. 326 p.
8. Vries M.J. de. The Nature of Technological Knowledge // Techné. 2003. Vol. 6. Iss. 3. P. 117−130. DOI: 10.5840/techne20036318
9. Пшеничная Н.Ю., Веселова Е.И., Семенова Д.А., Иванова С.C., Журавлев А.С. COVID19 — новая глобальная угроза человечеству // Эпидемиология и инфекционные болезни. 2020. Т. 10. № 1. С. 6−13. DOI: 10.18565/epidem.2020.10.1.6-13
10. Костинов М.П., Шмитько А Д., Полищук В.Б., Хромова Е.А. Современные представления о новом коронавирусе и заболевании, вызванном SARS-COV-2 // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2020. Т. 9. № 2. С. 33–42. DOI: 10.33029/2305-3496-2020-9-2-33-42
11. Золин В.В., Оськина О.П., Солодкий В.В., Еремина М.Н., Давыдов Г.Ф., Гостева Т.А. Оценка жизнеспособности коронавируса SARS-CoV-2 на различных типах тест-поверхностей, а также в питьевой и морской воде // Проблемы особо опасных инфекций. 2021. № 2. С. 108–113. DOI: 10.21055/0370-1069-2021-2-108-113
12. Голубкова А.А., Сисин Е.И. Маски и респираторы в медицине: выбор и использование. Екатеринбург: Медком, 2011. 30 с.
13. Прокопьев Н.Я., Кашуба Э.А., Комаров А.П., Пичугов Д.Г. Медицинская маска // Техника. Технологии. Инженерия. 2018. № 2 (08). С. 47−50.
14. Peeples L. Face masks: what the data say // Nature. No. 586 (7828). 2020. P. 186–189. DOI:10.1038/d41586-020-02801-8
15. Derrick D., Kabaliuk N., Longworth L., Pishyar-Dehkordi P., Jermy M. Speech air flow with and without face masks // Scientific Reports. 2022. No. 12 (1). P. 837. DOI: 10.1038/s41598-021-04745-z
16. Бондаренко С.Б. Приоритеты демократизации высшей школы // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 1. С. 10−14.