УДК 37.09:316.35
https://doi.org/10.20339/AM.03-22.076
Л.Н. Гиенко,
канд. пед. наук, доц.
Алтайский государственный педагогический университет
e–mail: lyubov.gienko@mail.ru
П.С. Акимов,
студент 5-го курса
Алтайский государственный педагогический университет
e-mail: 172020265@ms.altspu.ru
Е.В. Акимова,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 6»
e–mail: elena.akimova82@bk.ru
В статье раскрывается проблема организации деятельности социального педагога в условиях современной школы. Представлен профессиональный стандарт социального педагога. Дана характеристика технологий социально-педагогической деятельности. Рассмотрен опыт работы социального педагога открытой (сменной) общеобразовательной школы № 6 г. Барнаула. Особое внимание уделяется деятельности социального педагога с обучающимися группы риска. Представлены характерные направления работы социального педагога с разными категориями обучающихся. Педагогически запущенные дети. Дети, состоящие на внутришкольном учете. Дети, состоящие на учете вне школы (например, в полиции). Особое внимание уделяется межведомственному взаимодействию при организации деятельности. Подчеркивается, что социально-педагогическая деятельность с обучающимися девиантного поведения предполагает работу с семьей и педагогическим коллективом. Социально-педагогическая поддержка. Разработан алгоритм работы, позволяющий сократить число обучающихся девиантного поведения. Рассмотрены направления мониторинга профилактической деятельности. Представлены результаты диагностики по определению склонности к девиантному поведению по определенным критериям. Социально желаемое поведение. Аддиктивное поведение. Суицидальное поведение. Агрессивное поведение. Делинквентное. Представлены программы, реализуемые в деятельности с детьми девиантного поведения.
Ключевые слова: инновационная деятельность социального педагога, современная школа, технологии, социально-педагогическая деятельность, опыт работы, группа риска, девиантное поведение, мониторинг, профилактическая деятельность, диагностика девиантного поведения.
Литература
- Гиенко Л.Н. Положения современного стандарта «социальный педагог» при организации межведомственного взаимодействия в профилактической работе // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2018. № 1(34). С. 39–42.
- Гиенко Л.Н. Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения: учеб. пособие. Барнаул: АлтГПУ, 2020. 103 с.
- Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 288 с.
- Методика и технология работы социального педагога: уч. пособие / под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. М.: Издательский центр «Академия», 2002, 2006. 192 с.
- Приступа Е.Н. Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья школьника // Социальное здоровье: проблемы и решения. 2017. № 1. С. 4–36.
- Шептенко П.А., Гиенко Л.Н. Подготовка социального педагога к работе с обучающимися в условиях школы // Концепт. 2014. № S23. С. 6–10.
- David Matza, Thomas G. Becoming Deviant. New York, 2017. 230 р.
- Kondratyev S.D., Kondratyev S.D., Kleyberg Yu.A. On the issue of prevention of deviant behavior of cadets of educational institutions of the ministry of internal affairs of Russia // Pedagogical science. 2019. № 1. Р. 81–86.