Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

«Гандианская» (ненасильственная) личность: механизмы интеграции противоположностей

В.А. Ситаров, В.Г. Маралов
80,00 Р

УДК 159.92+316.6

https://doi.org/10.20339/AM.03-22.016

 

В.А. Ситаров,

д-р пед. наук, проф. департамента педагогики

Института педагогики и психологии образования

Московский городской педагогический университет

e-mail: sitarov@mail.ru

В.Г. Маралов,

д-р психол. наук, проф. кафедры психологии

Череповецкий государственный университет

e-mail: vgmaralov@yandex.ru

 

Статья посвящена проблеме исследования «гандианской» (ненасильственной) личности в современной психологии. На основе анализа психологического конструкта, предложенного М.Ганди, — «сатьяграха», «ахи́мса» и «тапасья» — осуществлен обзор работ, посвященных изучению психологических характеристик ненасильственной личности. Выявлен и описан основной механизм функционирования ненасильственной личности — способность к интеграции противоположностей, порождаемых противоречиями, возникающими в процессах

взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми, природой и окружающим миром.

Ключевые слова: ненасилие, ненасильственная личность, ненасильственное отношение, механизмы интеграции противоположностей

 

Литература

 

  1. Антология ненасилия. М.; Бостон,1991. 256 с.
  2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 480 с.
  3. Маралов В.Г. Приобретение или избавление: проблема выбора студентами стратегий самосовершенствования // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 3. С. 477–488. DOI: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.477-488
  4. Мичурин И.В. Итоги шестидесятилетних трудов по выведению новых сортов плодовых растений. Изд. 3-е, М., 1934.
  5. Почебут Л.Г., Безносов Д.С. Ассертивность и толерантность в межкультурном взаимодействии // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 3. С. 8—19. DOI: 10.17759/sps.2017080302
  6. Роджерс К. Эмпатия // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 428–430.
  7. Семлен Ж. Выход из насилия // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. С. 76–85 URL: https://my.mail.ru/community/nichiren-shu/31CA2A43AFD252D3.html
  8. Толстой Л.Н. Ассирийский царь Асархадон // Собрание сочинений в 22 т. М.: Художественная литература, 1983. Т. 14. С. 17–21.
  9. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992.
  10. Acarón, T. Movement decision-making in violence prevention and peace practices. Journal of Peace Education. 2018. Vol. 15(2). P. 191–215. DOI: 10.1080/17400201.2018.1463913
  11. Ashraf, R., Fatima, I. Role of personality and spirituality in nonviolent behavior in young adults. Journal of Behavioural Sciences. 2014. Vol. 24(1). P. 57–70.
  12. Brenes, A.C. An integral model of peace education. In: Wenden, A.L. (ed.) Educating for a culture of social and ecological peace. Albany: State University of New York Press, 2004. P. 77–98.
  13. Brown, S., Reimer, K.S., Dueck, A.C., Gorsuch, R., Strong, R., & Sidesinger, T. A particular peace: Psychometric properties of the Just Peacemaking Inventory. Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology. 2008. Vol. 14(1). P. 75–92. DOI: https://doi.org/10.1080/10781910701839908
  14. Gandhi, M.K. My Non-violence. Compiled By: Sailesh Kumar Bandopadhyaya. Printed & Published by: Jitendra T Desai Navajivan Publishing House. Ahmedabad, 1960. 408 p.
  15. Gregg, R.B. The Power of Nonviolence. Nyack, NY: Fellowship Publications, 1959. 192 p.
  16. Hasan, Q., Khan, S.R. Dimension of Gandian (nonviolent) personality. Journal of Psychological Researches. 1983. Vol. 27(2). P. 100–106. URL: https://psycnet.apa.org/record/1985-06665-001
  17. Jackson, J., Choi, V.K., Gelfand, M.J. Revenge: A Multilevel Review and Synthesis. Annual Review of Psychology, 2019. Vol. 70. P. 319–345. URL: https://ssrn.com/abstract=3318213
  18. Kool, V.K., Sen, M. The nonviolence test. In: D.M. Pestonjee (ed.), Second handbook of psychological and social instruments. Ahemdabad: Indian Institute of Management, 1984. P. 48–54.
  19. Kool, V.K. Applications of Gandhian concepts in psychology and allied disciplines. Indian journal of psychiatry. 2013. 55(Suppl 2). P. 235–238. DOI: https://doi.org/10.4103/0019-5545.105541
  20. Kool, V.K., Agrawal, R. Gandhi and the Psychology of Nonviolence, Vol. 1: Scientific Roots and Development. Palgrave Macmillan, Cham. 2020. 335 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-56865-8
  21. Kool, V.K., Agrawal, R. Gandhi and the Psychology of Nonviolence, Vol. 2: Applications across Psychological Science. Palgrave Macmillan, Cham. 2020. 333 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-56989-1
  22. Macaskill, A. Forgiveness: A Nonviolent Resolution of Interpersonal Conflict. In: Standish, K., Devere, H., Suazo, A., Rafferty, R. (eds.) The Palgrave Handbook of Positive Peace. Palgrave Macmillan, Singapore. 2021. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-15-3877-3_8-1
  23. Mayton, D.M. Gandhi as peacebuilder: The social psychology of Satyagraha. In: D.J. Christie, R.V. Wagner, D.D.N. Winter (eds.). Peace, conflict, and violence: Peace psychology for the 21st century. Prentice Hall. Pearson Education. 2001. P. 307–313.
  24. Mayton, D. Nonviolence and Peace Psychology. New York: Springer, 2009. 292 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-0-387-89348-8_3
  25. Nelson, L. Peaceful Personality: Psychological Dynamics and Core Factors. In: Sims, G., Nelson, L., Puopolo, M. (eds.). Personal Peacefulness. Peace Psychology Book Series. Vol. 20. Springer, New York, NY. 2014. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4614-9366-2_4
  26. Righetti, F., Sakaluk, J.K., Faure, R., Impett, E.A. The link between sacrifice and relational and personal well-being: A meta-analysis. Psychological Bulletin. 2020. Vol. 146(10). P. 900–921. DOI: https://doi.org/10.1037/bul0000297
  27. Pontara, G. The nonviolent personality. English translation. Copyright 2011 by Maria Keet.
  28. Copyright Italian original (first edition, 1996): Edizioni Gruppo Abele, Torino. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.440.7677&rep=rep1&type=pdf
  29. Rosenberg, M.B. Nonviolent communication: a language of life. 2015. Encinitas, CA: PuddleDancer Press. 280 p.
  30. Roy, S. Enhancing Nonviolent Footprints for the Culture of Peace and Nonviolence. International Journal of Peace, Education and Development. 2018. Vol. (2). P. 57–62. DOI: 10.30954/2454–9525.02.2018.2
  31. Sarkar, A., Garg, N. A multilevel model exploring the relationships between individual spirituality, spiritual climate, and nonviolent work behavior. Conflict Resolution Quarterly. 2021. Vol. 38(3). P. 209–229. DOI: https://doi.org/10.1002/crq.21298
  32. Tutu, D. No future without forgiveness: A personal overview of South Africa’s Truth and Reconciliation Commission. New York, 1999. 256 p.