УДК 37.01+304
https://doi.org/10.20339/AM.12-21.038
Е.А. Авдеева,
д-р филос. наук, доц.,
заведующая кафедрой педагогики и психологии с курсом ПО
Красноярский государственный медицинский
университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого
e-mail: elena.avdevva.60@bk.ru
М.В. Кочетков,
канд. техн. наук, доц.,
кафедра электроэнергетики и автоматики,
Норильский государственный индустриальный институт;
кафедра информационных технологий обучения
и непрерывного образования,
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)
е-mail: m-kochetkov@yandex.ru
Рассматривается личность как определенное качество непроявленного, сокрытого внутреннего мира в структуре человека. Этот мир выступает в качестве идеальной конструкции, «выращиваемой» в человеке в течение его жизни. Для рождения внутреннего искусственного паттерна, с одной стороны, должен появиться род бытия, содержащий в себе «запрос» на личностное развитие со стороны человека. А с другой стороны, имеется человек, которое это усилие совершает в силу своей биологической незавершенности. Такой акт приводит к трансцендированию, т.е. выходу за свои биологические пределы, осуществляемому благодаря личностному поступку, а также акту мышления в процессе сознания. Поэтому в разных научных школах личность человека неслучайно связывается с разными формами сознания.
Особо пристальное внимание в тексте статьи уделяется трудам В.В. Налимова, который разработал модель личности и ее многомерного сознания. На основе подхода указанного ученого авторы статьи переопределяют понятие личности и утверждают, что сегодня важную роль играет необходимость решения проблемы поиска модели образования, адекватной решению задачи развития личностных начал и многомерного сознания в структуре человека.
Ключевые слова: человек, личность, сознание, образование, антропология, гуманитаризация, воспитание.
Литература
Авдеева Е.А. Онтопедагогика человека. Красноярск: Изд-во КрасГМУ, 2017. 348 с.
Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание человека. 5-е изд., испр. и доп. М.: Смысл: Издат. центр «Академия», 2019. 528 с. URL: http://psychlib.-ru/inc/absid. php?absid=57648 (дата обращения: 17.03.2021).
Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи. Париж: Ymca-Press, 1934. 318 с. URL: http://krotov.info/library/02_b-/berdyaev/1934_32_-01.html (дата обращения: 18.01.2021).
Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. Очерк проблем их решения. М., 1994. 116 с.
Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д.: Булат, 2016. 351 с. (Педагогика нового времени).
Борытко Н. М. Человек как предмет воспитания: современные подходы // Педагогическая антропология: концептуальные основы и междисциплинарный контекст. Материалы междунар. науч. конф. Москва, 30 сентября —2 октября 2002 г. М.: Изд-во УРАО, 2002. С. 40–43.
Булычев И. И. Человек как интегральная философская проблема. Автореф. дисс. … д-ра филос. наук. М., 1993.
Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. 608 с.
Грофф С. За пределами мозга. М.: Институт трансперсональной психологии, Изд-во Института психотерапии, 2000. 504 с.
Зинченко В.П. Психология на качелях между душой и телом // Психология телесности между дущой и телом. М.: АСТ, 2007. 736 с.
Иванов Д.В. Сознание как объект метафизических исследований // Вопросы философии. 2009. № 2. 45–57
Казначеев В.П. Проблемы человековедения / Науч. ред. и авт. послеслов. А.И. Субетто. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 1997. 352 с.
Кудашов В.И. Экология человеческого сознания. URL: http://www.unesco…essyas/KudashovVI.doc
Ламонта Корлис. Иллюзия бессмертия. М., 1984. 243 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 160 с.
Мамардашвили М.К. Беседы о мышлении. Из курс алекций, прочитанных в 1986–1987 гг. в Тбилисском университете. URL: https://www.psychology.-ru/library/00055.shtml (дата обращения: 10.05.2021).
Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1982. С. 8–22. URL: https://www.psychology.-ru/library/00021.shtml (дата обращения: 28.04.2021).
Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. 563 с.
Налимов В., Дрогалина, Ж. Вероятностная модель бессознательного: Бессознательное как проявление Семантической Вселенной // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 6. С. 111–122.
Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысл архитектоники личности. М.: Прометей, 1989. 277 с.
Рождественская Н.Н., Волкова О.А. Образ тела как проекция отношения к собственной личности // Психология телесности: теоретические и практические исследования: Сборник статей II Международной научно-практической конференции, декабрь, 2009. С. 9–12.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 547 с.
Савицкий И.П. Философия образования для XXI века: кризис образования, необходимость принципиально новых воззрений // Современная высшая школа. 1990. № 1. С. 183–198.
Сартр Ж.П. Трансцендентность эго. Набросок феноменологописания // Логос. № 2 (37). 2003. С. 86–121.
Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе: монография. М.: Логос, 2012. 448 с.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
Тульчинский Г.Л. Новая антропология: личность в перспективе постчеловечности // Вопросы философии. 2009. № 4. С. 14–24.
Федоров Ю.М. Сумма антропологий. Кн. 1. Расширяющаяся Вселенная Абсолюта. Новосибирск: ВО «Наука». Сибрская Издательская Фирма. 1994. 402 с.
Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 с.
Фрейд З. Я и Оно (сборник). СПб.: Питер, 2004. 390 с. URL: https://www.litres.ru/static/or4/view/or.html?baseurl=/pub/t/11283215.&art=11283215&trials=1&user=0&file=60301682&price=176.00&texttrialbutton (дата обращения: 28.04.2021).
Хоружий С.С. Проблема постчеловека, или трансформативная антропология глазами синергийной антропологии // Философские науки. 2008. № 2. С. 10–31.
Хьелл Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер, 1999. 608 с.
Юнг К.Г. Психологические типы / Пер. с нем. Под общ. ред. В. Зеленского. М.: Университетская книга, 1996. 716 с. — Академический проект, 2019. 538 с.
Ясперс К. Введение в философию / Пер. и ред. А.А. Михайлова. Мн.: Пропилеи, 2000.
Grosso M. Some Varieties of Out-of- Body Experience // The Journal of the American Society for Psychical Research. 1976. 70. Р. 179–193.
Husserl E. Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Mit einer Einleitung und Registern herausgegeben von Elisabeth Ströker. Felix Meiner Verlag, Hamburg, 1977. 467 p.
Jaspers K.P. Philosophy of Existence (translated and with an Introduction by R.F. Grabau). Philadelphia: University of Pennsylvania Press,1972. 499 p.
Skolimowsky H. Model of Reality as Mind 769–788 in: A. van der Merwe (ed) Jld and New Questions in Physics, Cosmology, Philosophy and Theoretical Biology. Essays in Honor of W. Gourgrau. New York: Plenum Press, 1983. 920 p.
Weston A. Risking philosophy of education // Metaphilosophy. 1998. Vol. 29. Nо. 3. P. 145–158.