Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Этапы профессиональной социализации иностранных студентов в образовательном пространстве регионального вуза

И.А. Соловцова, Н.А. Ванюшина
80,00 ₽

УДК 378:316.6

https://doi.org/10.20339/AM.09-21.075

 

И.А. Соловцова,

д-р пед. наук, проф.

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

e-mail: irina_solovcova@mail.ru

Н.А. Ванюшина,

канд. филол. наук, доц.

Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина

e-mail: wanjuschina@yandex.ru

 

Рассматривается специфика процесса профессиональной социализации иностранных студентов в период обучения в региональном вузе. Методологической основой исследования выступает теория диалога культур М.М. Бахтина — В.С. Библера, что позволяет рассматривать процесс профессиональной социализации иностранных студентов как составляющую более широкого процесса инкультурации. Авторами выделены и охарактеризованы три этапа профессиональной социализации иностранных студентов. Содержание этапа адаптации составляет усвоение студентами норм, правил, способов деятельности, характерных для социокультурной среды региона и для конкретного регионального вуза, знакомство с ценностями и нормами будущей профессии. На этапе индивидуализации начинается формирование профессиональной позиции будущего специалиста. Этап интеграции характеризуется первичным включением иностранного студента в профессиональную деятельность и в профессиональную среду. Выявлены характерные для каждого этапа проблемы и противоречия, педагогически целесообразное преодоление которых является необходимым условием успешности профессиональной социализации иностранных студентов. Специфика профессиональной социализации иностранных студентов в образовательном пространстве регионального вуза раскрывается через особенности применяемых на каждом этапе педагогических средств, таких как педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка, рефлексивные, интерактивные и проективные методы обучения, включение студента в профессиональное сообщество региона.

Ключевые слова: профессиональная социализация, диалог культур, иностранный студент, адаптация, индивидуализация, интеграция.

 

Литература

1. Арендачук И.В. Профессиональная социализация личности студента вуза в контексте диахронического подхода // Известия Саратовского университета. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. Вып. 4(8). С. 348–353.

2. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. С. 227–231.

3. Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М.: Прогресс, 1991. 176 с.

4. Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. 120 с.

5. Григорьева Г.Н. Модель успешной социализации студентов в образовательном пространстве Новочеркасского колледжа промышленных технологий и управления. URL: http://federalbook.ru/files/FSO/soderganie/SPO-1/V/315-318%20Grigor'eva.pdf

6. Иванченко О.С. Специфика и этапы профессиональной социализации молодых учёных в современном обществе // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 12. С. 284–288.

7. Клименко В.А. Профессиональная социализация студентов: структурно-функциональная модель // Социологический альманах. 2012. Вып. 3. С. 92–102.

8. Макарова С.Н. Уровни профессиональной социализации: концептуальный аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 62. С. 152–157.

9. Миронов В.В. Философия и метаморфозы культуры. М., 2005. 424 с.

10. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.

11. Солянкина Л.Е. Формирование навыков профессиональной адаптации у студента в условиях вузовской подготовки // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 3(126). С. 13–16.

12. Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб.: Издательство «Златоуст», 2000. 233 с.

13. Югфельд Е.А. Проблема профессиональной социализации студентов: современный аспект // Мир науки. 2015. № 3. С. 56.

14. Dinmohammadi M.R., Peyrovi H, Mehrdad N. Professional socialization of Iranian BSN students: a grounded theory study // J Caring Sci. 2017. Vol. 6(4). P. 359–369. DOI: 10.15171/jcs.2016.034

15. Perez R.J. A Conceptual Model of Professional Socialization within Student Affairs Graduate Preparation Programs // Journal for the Study of Postsecondary and Tertiary Education. 2016. Vol. 1. P. 35–52.

16. Solovtsova I.A., Malakhova V.G., Nikitenko S.N., Tereshchenko T.M. Professional Socialization of Foreign Students Based on the Dialogue of Cultures // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2019. Vol. LXXIV. URL: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.02.21. ISSN 2357-1330.

 

 

Исследование выполнено при поддержке РФФИ и Волгоградской области, проект № 19-413-340011 «Региональная модель профессиональной социализации иностранных студентов на основе диалога культур»