Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Методы преподавания философии в современном техническом вузе: «вызовы» и «ответы» в парадигме компетентностного подхода

Л.В. Пятилетова
80,00 Р

УДК 37.09:1

https://doi.org/10.20339/AM.06-21.026   

 

Л.В. Пятилетова,

канд. филос. наук, доц. , доцент кафедры УСЭС

Уральский государственный университет путей сообщения

е-mail: Lyuda.p73@yandex.ru

Исследована проблема преподавания философии в современном техническом вузе, определены место и значимость философии в вузовском цикле дисциплин, ее генетическая связь с миссией университета. Актуальность этой проблемы и поиск ответов на вызовы времени остро ставят вопрос, латентно присутствующий в реализуемом в современном образовательном пространстве компетентностном подходе: об эффективных методах преподавания философии как учебной дисциплины в рамках технического университета с учетом особенностей студентов — слушателей курса, представителей технических направлений подготовки, обладающих определенной спецификой восприятия социально-гуманитарного знания. В статье раскрывается потенциал таких методов преподавания дисциплины, как сократический и прагматический, активное применение которых открывает перспективы новой онтологии вузовской философии как антропологической практики Другого — практики, органично абсорбирующей утилитарность ожиданий от изучения содержания вузовской дисциплины «Философия» студентами технических специальностей.

Ключевые слова: философия, высшее образование, методики преподавания, сократический метод, прагматический метод, компетентностный подход, университет, технический вуз, антропологическая практика.

Литература

  1. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании. Ижевск, 2016. 176 с.
  2. Дегтярев В.А., Трибунская В.А. Компетентностный подход — новая парадигма образования // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2014. № 4. С. 35–47.
  3. Пятилетова Л.В. Специфика преподавания философии в современном техническом вузе: методологические возможности прагматизма // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 1 (51): в 2 ч. Ч. 1. C. 160–162.
  4. Щелкунов М.Д. Проблемы российских образовательных реформ // Вопросы философии. 2018. № 6. С. 19–33.
  5. Кирабаев Н.С. Воспитание гражданина: о преподавании философии в высших учебных заведениях России // Вопросы философии. 2018. № 6. С. 19–33.
  6. Приказ об утверждении ФГОС высшего государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы технологии (уровень бакалавриата). URL: http://fgosvo.ru/news/5/1081 (дата обращения: 16.02.2021).
  7. Гусейнов А. Философия как профессия. URL: https://www.youtube.com/watch?v=BMw1PcKCG38 (дата обращения: 16.02.2021).
  8. Мясникова Л.А., Нагевичене В.Я. Опыт: обретение открытости и откровения. Екатеринбург, 1997. 96 с.
  9. Гурин С. Практики себя и практики другого. URL: https://www.topos.ru/article/ontologicheskie-progulki/praktiki-sebya-i-praktiki-drugogo (дата обращения: 16.02.2021).
  10. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2001. С. 83.
  11. Гусейнов Г.Ч. Ловушки на пути совершенствования человека. Рецензия на книгу: Дэвид К. Коэн. Ловушки преподавания. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lovushki-na-puti-sovershenstvovaniya-cheloveka-retsenziya-na-knigu-devid-k-koen-lovushki-prepodavaniya (дата обращения: 02.03.2021).
  12. Щеглова И.А., Корешникова Ю.Н., Паршина О.А. Роль студенческой вовлеченности в развитии критического мышления // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 264–289.
  13. Межвузовская научно-практическая студенческая конференция «Философские и социально-психологические аспекты управленческой деятельности». URL: https://www.usurt.ru/science/konferentsii/03-12-2020 (дата обращения: 02.03.2021).
  14. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. Минск, 2005. 104 с.
  15. Чепуренко А.Ю. Как и зачем обучать студентов предпринимательству: полемические заметки // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 250–276.