Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

О качестве диссертаций или этот странный ГОСТ

Ю.В. Казаков
80,00 Р

УДК 001.89+378

https://doi.org/10.20339/AM.05-21.065  

 

Ю.В. Казаков,

д-р техн. наук, проф., проф. кафедры

«Сварка, обработка металлов давлением и ро дственные процессы»,

Заслуженный работник высшего образования

Тольяттинский государственный университет

e-mail: Kazakov_Ju.V.@tltsu.ru

 

Исследованы причины продолжающегося ухудшения качества диссертационных работ. Цель статьи: определить системную причину ухудшения качества подготовки кадров высшей квалификации путем анализа содержания и структуры диссертаций. Анализировались основные недостатки диссертаций и понимание ее структурных элементов соискателями ученой степени путем общения с ними в процессе подготовки и проведения предварительных защит диссертаций. Результаты анализа сравнивались с требованиями классической методологии и трактовкой этих требований в методических руководствах и публикациях. Существенная системная причина снижения качества диссертационных работ — их традиционная бессистемная структура, следствие которой — отход от научной методологии и, в частности, нивелирование мотивации к анализу состояния вопроса и полученных результатов исследований, а также к системному подходу к диссертации, показана необходимость усиления методологической подготовки аспирантов по единой общегосударственной программе, предусматривающей системный подход к организации исследований для всех научных специальностей и переработки стандарта «Диссертация и автореферат диссертации» в соответствии с классическими требованиями научной методологии и системного подхода к диссертационной работе. Предложена системная схема диссертации, которая может составить основу учебного пособия как практического руководства организации и выполнения диссертационной работы для обучения  аспирантов и соискателей.

Ключевые слова: качество диссертаций, системный подход, методологическая подготовка аспирантов, системная схема диссертации.

 

Литература

  1. Климов Е.А. О некоторых нежелательных традициях в работе диссертационных советов по педагогическим и психологическим наукам // Бюллетень ВАК. 2002. № 1. С. 22–28.
  2. Фельдштейн Д.И. О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии // Alma mater (Вестник высшей школы). 2008. №1. С. 17-25
  3. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний // Проблемы современного образования. 2011. № 2. С. 11–27.
  4. Лаптев В.В., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Ученая степень в России: реальность и перспективы // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 27–36.
  5. Бедный Б.И. Роль и структура образовательной подготовки в аспирантуре нового типа // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 78–88.
  6. Порус В.И. Ученая степень как кривое зеркало российской науки // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 44–54.
  7. Эхо Ю. Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации: успех без лишних проблем. М.: Металлургия, 1996. 112 с.
  8. Якимович Б.А., Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования как учебная дисциплина // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 99–103.
  9. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога исследователя. М.: Эгвес, 1999. 104 с.
  10. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. 432 с.
  11. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 415 с.
  12. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
  13. Попков В.Н. Типичные ошибки в оформлении педагогических диссертации в области физической культуры. URL: http//www.lib.tsu./mminfo /000063105/ 310/image/10 – 177.pdf (дата обращения: 01.02.2018).
  14. Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, зашита, оформление: Практическое пособие. М.: Гардарики, 2002. 160 с.
  15. Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень: Пособие для соискателей. М.: Инфра-М, 2002. 400 с.
  16. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М.: Мысль, 1975. 237 с.
  17. Баскаков А.Я., Туленков Н.В. Методология научного исследования. Киев: МАУП, 2004. 216 с.
  18. Альтшуллер Г.С. Профессия — поиск нового. Кишинёв: Картя Молдовеняске, 1985. 196 с.
  19. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001. 511 с.
  20. Формирование системного мышления в обучении: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 344 с.
  21. Современная аспирантура и судьба института повышения квалификации: круглый стол // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 71–85.
  22. ГОСТ Р 7.0.3–2006. Издания. Основные элементы, термины и определения. Введен 01.01.2007. М.: Стандартинформ, 2006. 45 с. (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
  23. Загузов Н.И. Энциклопедия научной аттестации. Словарь-справочник основных терминов и понятий, используемых при подготовке диссертационного исследования. М., 2008. С. 169–182.
  24. Муравьёв А. История понятия «наука» // Отечественные записки. 2002. № 7. URL: http://www.strana-oz.ru/2002/7/istoriya-ponyatiya-nauka (дата обращения: 15.04.2018).
  25. Вербицкий А.А. Как подготовить диссертацию к защите // Высшее образование сегодня. 2008. № 4. С. 54–59.
  26. Загузов Н.И. Система подготовки и аттестации научно-педагогических кадров в России // Alma mater (Вестник высшей школы). 2007. № 3. С. 24–35.
  27. Акимова Т.А. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 367 с.
  28. Петровский А.В. Психология и время. Л.: Питер, 2006. 396 c.
  29. Барышников Н.В. Пути повышения качества диссертаций по педагогическим и психологическим наукам // Высшее образование в России. 2013. № 8–9. С. 65–70.
  30. ГОСТ Р 7.0.11–2011. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления. Введен 13.12.2011. М.: Стандартинформ, 2012. 10 с. (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
  31. ГОСТ 1.0–2004. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения. М.: Стандартинформ, 2007. 10 с.
  32. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. М.: Ось-89, 2001. 224 с.
  33. Новиков А.М. Предмет и структура методологии. URL: http://www.methodolog.ru/method.htm (дата обращения: 14.04.2018).
  34. Григораш О.В. К повышению качества диссертаций и оптимизации работы диссертационных советов // Научный журнал КубГАУ. № 113(09). С. 156–173. URL: http//ej.kubagro.ru/2015//09/pdf/13/pdf.
  35. Казаков Ю.В. Системный подход к научно-исследовательской работе: учебное пособие. Тольятти: ТГУ, 2010. 68 с.
  36. Казаков Ю.В. СТП 2.107-84. Дипломное проектирование. Тольятти: Тольяттинский политехнический институт, 1985. 28 с.
  37. Казаков Ю.В. Системный подход к содержанию дипломного проекта в техническом вузе // Alma mater (Вестник высшей школы). 2001. № 10. С. 17–19.
  38. Казаков Ю.В. О формулировках научной новизны и выводов в диссертационных работах // Alma mater (Вестник высшей школы). 2003. № 2. С. 32–36.
  39. Казаков Ю.В. Магистерская диссертация: учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы. Тольятти: ТГУ, 2018. 59 с.
  40. Казаков Ю.В. Системный подход к научно-исследовательской работе. Тольятти: ТГУ, 2010. 68 с.
  41. Огнев А.О. Основы системологии. Тольятти: ТГУ, 2008. 196 с.