Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

О содержании образования: в поиске новых концептуальностей

Ю.В. Карякин
80,00 Р

УДК 16:37.01

https://doi.org/10.20339/AM.05-21.020   

 

Ю.В. Карякин,      

канд. техн. наук, экс-ведущий эксперт

Томский политехнический университет

e-mail: Art-39-1@yandex.ru

 

Представлен краткий обзор современных публикаций по теме образования в части трактовки понятия его содержания, который выявляет пеструю картину как истолкования самого термина, так и практико-ориентированных вариантов его наполнения. Исследование реализует намерение прогнозировать ближайшее развитие концепции образования на базе онтолого-эпистемологического описания понятия «содержание образования», формируемого на основе сопряженного рассмотрения двух способов мироописания — традиционного эмпирического и прогрессивного теоретического. Текст содержит сопоставительную характеристику традиционного педагогического представления содержания образования и представления его в парадигме инновационного онтогенезного подхода. Авторы онтогенезного подхода обосновывают необходимость развития учебного процесса в общеобразовательной и высшей школе на разных концептуальных наполнениях содержания образования. В первом случае это традиционная педагогическая концептуальность, а во втором — инновационная онтогенезная. Высказывается идея эволюционного сопряжения двух образовательных процессов в соответствии с возрастными ограничениями и возможностями обучающихся. Возрастная преемственность образования реализуется распределением задач обучения. Задача общеобразовательной школы — подвести учащихся к оперированию понятиями, задача высшей школы — подготовить студентов к познанию постоянно изменяющегося мира на основе его моделирования в понятийно-знаниевой среде.

Ключевые слова: высшая школа, средняя школа, педагогическая парадигма, онтогенезная парадигма, содержание образования, сопряжение образовательных процессов, концептуальность, развитие образования.

 

Литература

  1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Методика преподавания в высшей школе. М.: Высш. школа, 1980. 368 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001024054
  2. Василенко В.А. Подготовка кадров и антропологическая ориентация суверенного образования // THEORIA: педагогика, экономика, право. 2021. № 1 (2). URL: https://theoria.apni.ru/article/24-podgotovka-kadrov-i-antropologicheska...
  3. Долженко О.В. Университет в условиях межцивилизационного зазора // Alma mater (Вестник высшей школы). 2007. № 1. С. 21–26.
  4. Карякин Ю.В., Беломестных Л.А., Пестова Н.Ф. Подскребко Э.Н., Созоров Н.Г. Онтогенетический метод проектирования учебного курса в приложении к открытому образованию // Информационные технологии в управлении и учебном процессе вуза: Материалы 3-й Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции. Владивосток, 2003. С. 220.
  5. Карякин Ю.В. Высшая школа III-го тысячелетия: преобразование образования, подготовка преподавателей // THEORIA: Педагогика. Экономика. Право. 2020. № 1 (2). URL: https://theoria.apni.ru/article/19-visshaya-shkola-iii-go-tisyacheletiya-preobraz 
  6. Хуторской А.В., Громыко Ю.В. ФГОС в открытом доступе. URL: https://www.khutorskoy.ru/be/2019/0106/
  7. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. URL: https://infourok.ru/normativnie-dokumenti-opredelyayuschie-soderzhanie-obrazovaniya-3641692.html
  8. Рубинштейн М.М. История педагогических идей в ее основных чертах. Иркутск, 1922.
  9.  Современные образовательные технологии. URL: https://urok.1sept.ru/articles/678635