Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Образовательные стандарты: новые вызовы

В.П. Соловьёв, Т.А. Перескокова
80,00 Р

УДК 377/.378

https://doi.org/10.20339/AM.05-21.013

 

В.П. Соловьев,

канд. техн. наук, проф.

НИТУ МИСИС

Т.А. Перескокова,

канд. пед. наук, доц.

Старооскольский филиал

Российского геологоразведочного университета (МГРИ) имени Серго Орджоникидзе

e-mail: solovjev@mail.ru

 

Рассматривается проблема содержания образовательных стандартов различных уровней подготовки: СПО, бакалавриат, специалитет, магистратура. Показано на примере одной укрупненной группы специальностей и направлений, что стандарты после изменений 2020 г. мало отличаются. Отмечено, что различаться будут образовательные программы после определения образовательной организацией профилей подготовки и профессиональных компетенций. Предложено разработать обобщенные стандарты для всех уровней высшего образования. Предлагается для каждого направления или специальности сформировать квалификационную характеристику с указанием профилей подготовки, перечня профессиональных компетентностей и рекомендуемых для использования профессиональных стандартов.

Ключевые слова: образовательный стандарт, профессиональный стандарт, компетентности, уровни профессионального образования, образовательная программа, качество образования.

 

Литература

  1. Соловьев В.П., Перескокова Т.A. Ориентация на потребителя как принцип высшего образования // Высшее образование сегодня. 2020. № 4. С. 2–8.
  2. Писаренко Д. Интернет вместо батюшки. АиФ. 2021. № 6. С. 8.
  3. Россия в цифрах 2020. Краткий статистический сборник. М., 2020. 550 с.
  4. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Образование в XXI в.: проблемы, перспективы, решения // Качество и жизнь. 2015. № 4. С. 37–45.
  5. Перескокова Т.А. От компетенций студентов к компетентностям выпускников. ЕНО // Научные исследования и разработки. 2020. № 11 (69). С. 519–524.
  6. Соловьев В.П., Крупин Ю.А., Перескокова Т.А. Использование модели профессиональной среды для подготовки инженеров // Высшее образование сегодня. 2015. № 3. С. 9–15.
  7. Карабасов Ю.С., Роменец В.А., Соловьев В.П., Моргунов И.Б. Научно-методическая система проектирования структуры и содержания профессиональных образовательных программ // Известия международной Академии наук высшей школы. 2004. № 3 (29).С. 33–49.
  8. Перескокова Т.А., Соловьев В.П. Педагогические аспекты повышения качества образования. Старый Оскол: ТНТ, 2018. 199 с.
  9. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. О проблемах качества высшего профессионального образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 1. С. 35–42. DOI: 10.20339/AM.01-21.035

10. Лисовский В.Т. Воспитание студентов вузов Российской федерации (материалы концепции) // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. М.: Агенство «Издательский сервис», 2004. С. 168–182.

11. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Высшее образование: осознание перемен // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 12. С. 6–14. DOI:  10.20339/AM.12-19.006