Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Система подготовки кадров высшей квалификации и научно-педагогическая деятельность в оценках французских аспирантов

Т.В. Уражок
80,00 Р

УДК 378(44):316

https://doi.org/10.20339/AM.04-21.079              

 

Т.В. Уражок,

аспирант 3-го года обучения

Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза,

летчика-космонавта А.А. Леонова, г. Королёв, Московская область

e-mail: urazhok@ut-mo.ru

 

Рассматриваются вопросы исследования системы подготовки кадров высшей квалификации во Франции. Европейская система всегда славилась своей эффективностью, большим разнообразием программ, широкими возможностями для выпускников. Также она задавала основные тренды развития системам подготовки научно-педагогических кадров по всему миру. Франция является второй экономикой Евросоюза, производящей практически пятую часть его ВВП. Данная страна входит в число лидеров, выделяющих большое количество средств на финансирование научно-исследовательского сектора. В 2018 г. вклад Франции в науку составил 2,3% ее ВВП. В связи с этим был проведен социологический опрос французских аспирантов. Им было предложено ответить на вопросы относительно эффективности функционирования системы аспирантуры в целом и оценить социально-психологическую сторону процесса обучения. Рассматривались такие аспекты проблемы, как конкурентоспособность французской аспирантуры по сравнению с другими странами, занятость в научно-педагогической сфере, восприятие квалификации преподаватель-исследователь и препятствия, возникающие в процессе подготовки диссертации. Эмпирической базой данного исследования выступает анкетирование, проведенное в 2019–2020 гг. Выборка составила 149 человек. Отмечается, что в целом будущие кандидаты наук стремятся попасть в научно-исследовательскую среду для продолжения работы в качестве полноценных ученых. Проведенный анализ также показал, что, несмотря на хорошее финансирование, в сфере науки существуют определенные проблемы, волнующие нынешнее поколение аспирантов.

Ключевые слова: аспирантура, аспиранты, высшее образование, преподаватель-исследователь, исследования, научно-исследовательская деятельность, эффективность.

 

Литература

  1. Белова О.А., Лапшинова К.В. Внутренний мониторинг качества образовательных услуг в условиях модернизации системы высшего образования в странах таможенного союза и странах СНГ // Перспективы, организационные формы и эффективность развития сотрудничества вузов стран Таможенного союза и СНГ: сборник научных трудов международной научно-практической конференции. М., 2013. С. 287–292.
  2. Крайсман Н.В., Фушель Д.Д. Система высшего образования во Франции: слабые стороны, парадоксы и задачи университетов Современные проблемы науки и образования (электронный журнал). 2015. С. 373.
  3. Bernstein B.L., Evans B., Fyffe J., Halai N., Hall F.L., Marsh H. & Jensen H.S. The continuing evolution of the research doctorate. In M. Nerad & B. Evans (Eds.). Globalization and its impacts on the quality of PhD education: Forces and forms in doctoral education worldwide (P. 5–30). Rotterdam: Sense Publishers. Dr Abigail Diamond, Dr Charlie Ball, Dr Tim Vorley, Tristram Hughes, Rachel Moreton, Peter Howe, Tej Nathwani. The impact of doctoral careers. Final Report. 2014. P. 130.
  4. Burnett C. (1997) The Introduction of Arabic Learning into England. London: British Library.
  5. Freeman C. (2002) The Closing of the Western Mind: The rise and fall of reason. London: Heinemann. P. 7.
  6. Hannam J. (2009) God‘s Philosophers: How the medieval world laid the foundations of modern science. London: Icon Books. P. 4.
  7. Harkins, F.T. (2015) Filiae Magistri: Peter Lombard’s Sentences and medieval theological education “on the ground”’. In Rosemann, P.W. (еd.) Mediaeval Commentaries on the Sentences of Peter Lombard. Leiden: Brill, P. 26–78.
  8. Hiatt A. (2004) The Making of Medieval Forgeries: False documents in fifteenth-century England. London: British Library and University of Toronto Press. P. 5.
  9. Rospigliosi P.A., Bourner T. and Heath L. (2016) Universities’ engagement with vocationalism: Historical perspective. International Journal for Research in Vocational Education and Training. No. 3 (3). P. 185–211.
  10. Turner J. (2014) Philology: The forgotten origins of the modern humanities. Princeton, N.J: Princeton University Press.
  11. Ministère de l’Enseignement supérieur, de la Recherche et de l'Innovation. Site official. URL: https://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/ (accessed on: 21.01.2021).
  12. Rénovées, Mieux Rémunérées: De Nouvelles Carrières Pour L’enseignement Supérieur Et La Recherche. URL: https://cache.media.enseignementsup-recherche.gouv.fr/file/PPCR/94/5/2017_PPCR_SUP_infographies_694945.pdf (accessed on: 21.01.2021).
  13. Pay Scale. Official Site. URL: https://www.payscale.com/ (accessed on: 21.01.2021).
  14. Average Salary Survey. Official Site. URL: https://www.averagesalarysurvey.com/ (accessed on: 21.01.2021).
  15. Campus France. Official Site. URL: https://www.campusfrance.org/en/how-to-finance-Doctorate-France (accessed on: 21.01.2021).