УДК 378-042.4:004
https://doi.org/10.20339/AM.03-21.055
О.Г. Васюков,
канд. пед. наук, доц.
кафедры «Информационные развивающие
и образовательные системы и технологии»
Самарский государственный технический университет
e-mail: vasuyk3008@mail.ru
Рассмотрены положительные и отрицательные стороны дистанционного образования в аспектах качества обучения и экономической эффективности дистанционного обучения, перечислено программное обеспечение, которое применяется в процессе обучения по выбранным направлениям подготовки/специальностей. В ходе проведенного научного исследования методом анкетировании студентов было выявлено, что на текущий момент времени у 69,7% студентов ни одна из программ, нужных им для дальнейшего непосредственного обучения своей профессии, на домашнем компьютере не установлена. Рассматривая обеспеченность студентов программным обеспечением (ПО), необходимого им для изучения базовых дисциплин, выявлено, что у 24,5% студентов на их персональных компьютерах (ПК) или ноутбуке установлен пакет Microsoft Office 2007 и более ранней версии, т.е. ПО, которое уже считается морально устаревшим. Таким образом, почти каждый четвертый студент при выполнении практических, лабораторных, курсовых работ с использованием пакета программ для работы в офисе испытывает сложности. Причем указанный процент может быть еще и выше, так как 18,9% студентов не смогли ответить, какой пакет программ для работы в офисе у них установлен. Анализируя, какие операционные системы (ОС) установлены на домашних ПК и ноутбуках у студентов, было выяснено, что 19,8% студентов, т.е. почти каждый пятый студент, работают на ОС Windows 7 и более ранних, на которых, мягко говоря, производительно работать нельзя, а учиться на них — это обрекать себя с молодости на постоянное отставание от остальных студентов потому, что последствием работы на морально устаревших ОС является невозможность установки обновлений, а следовательно, подверженность ПК воздействию вирусов, хакерских атак. Отчего компьютер работает еще медленнее и с различными сбоями и отказами. Причем указанный процент тоже может быть еще выше, так как 8,6% студентов не смогли ответить, какая ОС у них установлена. Обучаясь по традиционной форме обучения, этот недостаток в аппаратном и ПО устраняется, так как в компьютерных классах университета стоят ПК, которые поддерживают надежную работу с ОС Windows 10 и пакетом Microsoft Office 2010 и защищены от воздействии вирусов и атак установленными и постоянно обновляемыми антивирусными программами. В статье раскрываются проблемы, которые влияют на качество обучения студентов при переходе на дистанционное обучение. А именно отсутствие или несоответствие аппаратного и программного обеспечения компьютеров и ноутбуков студентов современным требованиям к аппаратному и программному обеспечению для выполнения заданий преподавателей. Автор делает вывод, что при переходе на полное дистанционное образование по техническим специальностям государство потеряет, по самым оптимистичным прогнозам, от 19,8 до 69,7% хорошо подготовленных студентов только по причине несоответствия ПО их компьютеров современным требованиям.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционное образование, программное обеспечение, операционная система, пакет Microsoft Office.
- Буриев, К.С. Роль дистанционного обучения в современном образовании // Образование и воспитание. 2019. № 4 (9). С. 4–6. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1045/ (дата обращения: 05.11.2020).
- Калинина О.А., Фоменко Е.А. Дистанционное обучение как компонент системы современного образования // Проблемы и перспективы развития образования: материалы XII Mеждунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.) / под ред. И.Г. Ахметова и др. Краснодар: Новация, 2020. IV. 48 с. C. 1–5.
- Российское образование в контексте международных индикаторов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 2. С. 4–5.
- Thinkfree Office NEO: недорогой MS Office без излишеств. URL: https://habr.com/ru/company/mvideo/blog/404289/ (дата обращения: 15.11.2020).