Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Исторический анализ возникновения и развития систем обеспечения качества высшего образования во Франции

Н.В. Тихонова
80,00 Р

УДК 378:005.6(44)

https://doi.org/10.20339/AM.09-20.113             

 

Н.В. Тихонова,

старший преподаватель

Институт международных отношений

Казанского (Приволжского) федерального университета

e-mail: nvtihonova@kpfu.ru

 

Представлен анализ истории становления и развития системы обеспечения качества высшего образования во Франции. Авторы статьи попытались всесторонне осветить исследуемую проблему, ответив на следующие вопросы: когда зародились традиции контроля качества образования, в каких формах существовали первые системы управления качеством и какие функции они выполняли, каким образом изменялись формы контроля качества образования с изменением политической и экономической ситуации в стране. Актуальность исследования обусловлена повышенным вниманием российского образовательного сообщества к созданию системы обеспечения качества образования, совместимой с европейскими стандартами, поэтому, на наш взгляд, критический анализ опыта стран, где также как в нашей стране существует централизованное управление университетами, представляет интерес для российских исследователей. История развития высшего образования позволяет нам глубже понять функционирование нашего общества. В каждый период времени перед человечеством стояли одни и те же вопросы — как найти баланс между сохранением накопленных знаний прошлых лет и внедрением новых знаний, между государственным контролем системы образования и самостоятельностью вузов, как оценивать знания и по каким критериям, что оценивать — студентов или учреждения.

Ключевые слова: высшее образование, качество образования, оценка качества, контроль качества, система управления, французский университет.

 

Литература

1. Баирампас Т.В. Развитие представлений об оценке качества во взаимосвязи с изменениями парадигмы образования // Качество образования. 2015. № 7–8. С. 10–15.

2. Ворожейкина О.Л., Покладок Е.Б., Тарасюк Л.Н. Системы обеспечения качества высшего образования в европейских странах (на примере Великобритании, Германии, Франции и Швейцарии). М., 2013.

3. Душин О.Э. Средневековые университеты: у истоков европейского высшего образования // Вестник СПбГУ. 2013. Вып. 2. С. 26–31.

4. Де Корте Э. Анализ деятельности университетов Западной Европы: от оценки качества до аккредитации // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 36–57.

5. Звонников В.И. Качество образования, или кое-что новое о вечной проблеме // Высшее образование сегодня. 2009. № 8. С. 26–31.

6. Корнетов Г.Б. Воспитание в первобытном обществе: возникновение, сущность, эволюция. М., 1993.

7. Ратнер Ф.Л., Тихонова Н.В. Сравнительный обзор систем управления качеством высшего образования Франции и Канады // Качество высшего и профессионального образования в постиндустриальную эпоху: сущность, обеспечение, проблемы. Казань, 2016. С. 104–109.

8. Скрипник К.Д. Великая хартия университетов и исторические основания ее принципов // Известия Уральского федерального университета. 2015. № 1 (135). С. 50–60.

9. Суворов Н.С. Средневековые университеты. М., 2014.

10. Тихонова Н.В. Педагогический мониторинг качества образования в вузах Франции // Педагогика. 2019. № 10. С. 114–123.

11. Уваров П.Ю. История интеллектуалов и интеллектуального труда в средневековой Европе. М., 2000.

 

Bibliographic sources in French

1. Barnabas, С.С. Evolution of Quality Assurance in Higher Education. Quality of Education. 2015. No. 7–8. P. 10–15.

2. Caplat, G. (1984) Pour une histoire de l’administration de l’enseignement. Histoire de l’education. No. 25. P. 11–51.

3. Charle, C., Verger, J. (2012) Histoire des universités XIIe–XXIe siècle. Presses Universitaires de France.

4. Ehrhardt, C., D’Enfert, R. (2014) La statistique éducative, outil de gouvernement et de mobilisation des enseignants ? Le cas de l'enquête de l'an VII sur les écoles centrales. Histoire & mesure. Vol. XXIX. P. 9–40.

5. Fave-Bonnet, M.F. (2003) L’évaluation dans les universités en Europe : une décennie de changements. Revue des sciences de l'éducation. No. 2. P. 319–336.

6. Guillaume, J. (1804) Procès-verbaux du Comité d'instruction publique de la Convention Nationale, tome 5, 17 fructidor an II (3 septempre 1794) — 30 ventôse an III (20 mars 1795). Paris, Imrimerie nationale.

7. Gramain, P. (2013) Au temps de la Société Royale de Médecine Med Sci (Paris). No. 6–7, Vol.29, juin-juillet. P.656–663.

8. König-Pralong, С. (2008) Évaluations des savoirs d’importation dans l’université médiévale: Henri de Gand en position d’expert. Revue européenne des sciences sociales. Vol. XLVI–141. P. 11–28.

9. Leon, A., Roche, P. (2018) Histoire de l’enseignement en France. Presses Universitaires de France.

10. Rey, R. (1993) L'École de santé de Paris sous la Révolution: transformations et innovations. Histoire de l'éducation. No.57. P. 23–57.