УДК 316-057
https://doi.org/10.20339/AM.09-20.032
Н.Ю. Неталимов,
аспирант кафедры социологии, политологии
и связей с общественностью
Уфимский государственный нефтяной технический университет
e-mail: Nik.netalimov@yandex.ru
Рассматриваются базовые тенденции профессиональной социализации современной студенческой молодежи. Выделяются основные направления и противоречия этого процесса. Степень разрешения указанных противоречий во многом зависит от начального уровня социализации субъекта деятельности. Этот уровень одновременно является и комплексной характеристикой личности, и критерием оценки эффективности профориентационных мероприятий в вузе. Доказывается, что ценности образования и профессии составляют один из важнейших показателей, по которому можно судить о социальной ориентированности личности. Дефинируется социально-профессиональная направленность (ориентация) как феномен сознания, который есть определенная иерархия оценок сфер деятельности личности соответственно их значимости для индивида. Эта иерархия имеет своим основанием сложившиеся у студента ценностные представления о соответствующих видах деятельности, характерные для конкретного социального статуса, который готовится приобрести личность. Определяется главная компонента процесса профессиональной социализации — информационное субъект-объектное взаимодействие в рамках учебного процесса. Его эффективность обусловливает уровень профессиональной отдачи будущего специалиста, его конкурентоспособность на рынке труда и возможности реализации социально-статусных претензий субъекта. Осуществляется детализация механизма профессиональной социализации студента вуза, который строится на основе развития его социокультурного потенциала как главного условия профильной социализации.
Ключевые слова: социальное действие, профессиональная социализация, ценности образования и профессии, субъект-объектное взаимодействие, профессиональная отдача специалиста.
Литература
- Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 147–157.
- Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. М., 1990.
- Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения // Социологические исследования. 1991. № 2. С. 106–115.
- Курлов А.Б., Лязина Ю.А. Социальные перемещения молодежи в студенчество. Уфа, 2000.
- Курлов А.Б. Методология социального познания. М., 2016.
- Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 198–231.