Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Авторитет современного учителя как результат отражения его способностей и индивидуального стиля деятельности

Т.В. Ледовская, Н.Э. Солынин
80,00 Р

УДК 37.07:159.943

https://doi.org/10.20339/AM.08-20.043                  

 

Т.В. Ледовская,

канд. психол. наук, доц.

e-mail: karmennnn@yandex.ru

Н. Солынин

канд. психол. наук, доц.

e-mail: sonik7-39@yandex.ru

Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского

 

Анализируются взаимосвязи авторитета современного учителя и его способностей. Теоретический анализ показал, что авторитет основан на личностных и деятельностных характеристиках человека, указывается добровольность принятия авторитета участниками общественных отношений. Эмпирическое исследование позволило установить, что большинство педагогов обладают средним уровнем авторитета. В результате диагностики индивидуальных стилей педагогической деятельности учителей было выявлено, что наиболее популярными являются эмоционально-импровизационный и эмоционально-методичный стили, а наименее используемыми — рассуждающе-методичный и рассуждающе-импровизационный. Составляющие содержательных характеристик индивидуального стиля деятельности включают такие качества учителя, как методичность и импровизационность, в составляющих динамических характеристик проявляется рассудительность и противоположная ей эмоциональность. Результаты статистического анализа показывают, что учителя, в педагогической деятельности которых преобладают эмоционально-методичный и рассуждающе-методичный стили, пользуются большим авторитетом среди учащихся по сравнению с педагогами, использующими рассуждающе-импровизационный стиль. Педагоги, реализующие эмоционально-импровизационый стиль, пользуются наименьшим авторитетом в среде старшеклассников. Следовательно, педагогический авторитет взаимосвязан со стилем педагогической деятельности (системой способов, приемов деятельности, обусловленных индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта, его способностями). Авторитет или возможность влиять на учащихся посредством знаний и способностей, а также добровольное принятие учениками этого влияния возникают при обязательном условии убежденности воспитанников в компетентности, информированности учителя, восприятии его как зрелого, опытного человека, способного оказать помощь при решении проблем учебного и внеучебного характера.

Ключевые слова: авторитет, способности, индивидуальный стиль деятельности, человеческий капитал, образование, учитель.

Литература

1. Буржинская Т.Г. Совершенствование индивидуального стиля деятельности будущего учителя в процессе формирования методической системы // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. № 13. С. 100–105.

2. Веригина Н.А. Становление индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя в процессе практической подготовки. Чита, 2006.

3. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 40–48.

4. Хабибулин Р.К. Характеристики авторитета российской государственной власти в сознании граждан. СПб., 2015.

5. Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека. М., 2019.

6. Kaposi, D. Resistance experiments: Morality, authority and obedience in Stanley Milgram’s account. Journal for Theory of Social Behavior. 2017. Vol. 47. Iss. 4. P. 382–401.

7. Piller, I. On the conditions of authority in academic publics. Journal of Socio-linguistics. 2019. Vol. 23, Iss. 5. P. 521–528.

8. Weber, M. The Theory of Social and Economic Organization. Illinois, 1947. Р. 325.

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07156.