Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Особенности «народной образованности»: М.С. Куторга в пространстве высшего образования России и Европы

В.К. Пичугина, А.Ю. Можайский
80,00 Р

УДК 378

https://doi.org/10.20339/AM.07-20.096

В.К. Пичугина,

д-р пед. наук, доц., в. н. с.

Е-mail: Pichugina_V@mail.ru

А.Ю. Можайский,

канд. ист. наук, с. н. с.

Е-mail: a.mozhajsky@mail.ru

Институт стратегии развития образования РАО

 

Охарактеризованы основные этапы научной и педагогической деятельности профессора Петербургского (1835–1869) и Московского (1869–1874) университетов М.С. Куторги. Из многочисленных источников, дающих представление об особенностях его жизненного пути, выбраны те, которые позволяют увидеть особенности его интеграции в пространства высшего образования России и Европы. Особое внимание уделено заграничной командировке, в которую Куторга отправился вместе с другими воспитанниками Профессорского института (1833–1835) в образовательные путешествия по Греции и Египту (1860–1861). Проанализированы его работы по вопросам народной образованности, которые он обсуждал преимущественно в контексте развития отечественного высшего образования. Соотнося гражданскую и умственную, античную и современную образованность, Куторга видит необходимость утвердить в России западную образованность, но не как слепое копирование, а как обращение к значимым образцам получения научного знания. В его понимании в основе высшего образования всегда должен лежать совместный научный поиск преподавателя и студентов. Две рукописи из архивного фонда 410 отдела рукописей РНБ, содержащие информацию о деятельности М.С. Куторги в Петербургском университете, публикуются впервые. Первая представляет собой рассуждения об истоках древнегреческой образованности, а вторая предположительно содержит конспекты лекций М.С. Куторги об образованности.

Ключевые слова: М.С. Куторга, история высшего образования, народная образованность, образовательное пространство.

 

Литература

  1. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 11. М., 1956.
  2. Георгиевский А.И. Письма М.С. Куторги. ОР РНБ. Ф. 410. Ед. хр. 118.
  3. Размышления Куторги «О науке и ее значении в государстве» // Вестник Европы. 1873. Т. 3. С. 451–463.
  4. Дестунис Г. Михаил Семенович Куторга. Воспоминания и очерки // ЖМНП. 1886. Ч. 246 (№ 7). С. 1–12.
  5. Императорский С.-Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет его существования. СПб., 1870.
  6. Константинова А.Д. М.С. Куторга как историк античности. Казань, 1966.
  7. Куторга М.С. Введение в историю древней греческой образованности // ЖМНП. 1867. Ч. 133 (№ 1). С. 154–172.
  8. Куторга М.С. О науке и ее значении в государстве // Русский вестник. 1873. Т. 104. С. 5–61.
  9. Куторга М.С. О поэтической и философской стороне афинской образованности. СПб., 1843.
  10. Куторга М.С. Об образованности. ОР РНБ. Ф. 410. Ед. хр. 72. Л. 1–9.
  11. Куторга М.С. Об отношении народности к образованности. ОР РНБ. Ф. 410. Ед. хр. 72. Л. 9–11.
  12. Куторга М.С. Рассуждение о развитии личности. ОР РНБ. Ф. 410. Ед. хр. 255.
  13. Куторга М.С. Собрание сочинений. СПб., 1894. Т. 1.
  14. Мадиссон Ю. Молодой Куторга (к вопросу о возникновении русской исторической науки об античности) // Ученые записки Тартуского государственного университета. 1956. № 43. С. 3–37.
  15. Мурзанаева Е.Н. Первые российские антиковеды (М.С. Куторга, Д.Л. Крюков) и их культурно-просветительская деятельность в науке // История и историки в контексте времени. 2011. Вып. 8. С. 146–154.
  16. Письма П.И. Прейса М.С. Куторге, И.И. Срезневскому, П.О. Шафарику, Куршату и др. (1836–1846). СПб., 1892.
  17. Ростовцев Е.А. Столичный университет российской империи: ученое сословие и власть (вторая половина XIX — начало XX в.). М., 2017.
  18. Скворцов А.М. М.С. Куторга и его антиковедческая школа (к 200-летию со дня рождения Михаила Семёновича Куторги) // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 12 (150). С. 125–130.
  19. Срезневский И.И. Путевые письма Измаила Ивановича Срезневского из славянских земель: 1839–1842. СПб., 1895.
  20. Уваров С.С. Отчет об обозрении Московского университета // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб., 1875.
  21. Управляющий Министерством народного просвещения. Письмо М.С. Куторге сопроводительное к проекту устава университетов (1862 г.). ОР РНБ. Ф. 410. Ед. хр. 181.
  22. Устрялов Ф.Н. Воспоминания о Санкт-Петербургском университете в 1852–1856 гг. // Исторический вестник. 1884 (август). С. 287–312.
  23. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Т. I. М., 1939.
  24. Marcone A. Pietroburgo — Roma — Berlino: L’Incontro di M.I. Rostovtzeff con l’Altertumswissenschafttedesca // Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte. 1992. Bd. 41. H. 1. P. 1–13.

 

 

Выполнено в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017–2020 годы № 27.8089.2017/БЧ.