Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Память и политика в истории и образовательном пространстве

Ю.В. Смирнова
80,00 Р

УДК 930:37.01

https://doi.org/10.20339/AM.06-20.019           

 

Ю.В. Смирнова,

канд. ист. наук, доц.

Московский городской педагогический университет

e-mail: smirnova_yulya11@mail.ru

 

Исследована историческая память как фактор, определяющий характер коллективных представлений о прошлом, оценку нынешних событий и видение стратегии будущего развития общества. Этот феномен находит выражение во многих общественных сферах: политической как предмет государственной политики, фактор конструирования политической нации, предпосылка межэтнической и межнациональной интеграции или конфликтов, средство ретрансляции ценностей политической культуры, социальной как элемент общественного сознания, инструмент формирования идентичности, общественной консолидации, культурной как инструмент сохранения и передачи культурного опыта. Цель исследования — установление системных связей исторической памяти и политического влияния, а также определение особенностей, целей и методов использования исторической памяти в процессе реализации политического влияния в России. Для этого использованы общенаучные, общефилософские и политологические методы. В статье раскрыт вопрос современного состояния исторической памяти, проблем и внутренних рисков в процессе формирования образовательной политики государства. Также выделены магистральные направления образовательной политики и ключевые задачи образования в российском обществе.

Ключевые слова: история, историзм, историческая память, культурное наследие, мемориальная политика, образовательная политика, политика памяти, репрезентация прошлого.

 

Литература

1.         Аникин Д.А. Стратегии трансформации политики памяти в современной России: региональный аспект // Вестник Волгоградского государственного университета. 2012. № 3. С. 121–126.

2.         Белов С.И. Формальная и реальная эффективность политики памяти (на материалах исторического кинематографа периода «холодной войны») // Вестник РУДН. 2019. № 3. С. 513–524.

3.         Беляев Е.В., Линченко А.А. Государственная политика памяти и ценности массового исторического сознания в современной России: проблемы и противоречия // Studia Humanitatis. 2016. № 2.

4.         Бурковский И.В., Горохов Д.Ю., Дорохов Н.И. и др. История государства Российского: истоки, процессы, проблемы. М., 2014.

5.         Вяземский Е.Е. Проблема фальсификации истории России и общее историческое образование: теоретические и практические аспекты // Проблемы современного образования. 2012. № 1. С. 28–43.

6.         Кондракова И.Э. Образовательная политика: содержание понятия // Известия Российского государственного педагогического университета. 2010. № 128. С. 116–124.

7.         Линченко А.А., Аникин Д.А. Политика памяти как предмет философской рефлексии // Вестник Вятского государственного университета. 2018. № 1. С. 19–25.

8.         Малышев Е.А., Макарова Т.Б. Государственная образовательная политика в контексте мирового образовательного пространства // Вестник Читинского государственного университета. 2011. № 2 (81). С. 59–66.

9.         Пихоя Р.Г., Рогожин Н.М., Комиссаренко А.И. и др. История и философия отечественной исторической науки. М., 2006.

10.       Суровов С.Б. О взаимовлиянии образования и политики // Вестник СГЮА. 2012. № 1 (84). С. 6–8.

11.       Титов В.В. Политика памяти и формирование национально-государственной идентичности в России: роль институтов культуры и массмедиа // Известия Тульского государственного университета. 2016. № 3. С. 45–57.

12.       Bartoszewicz M. Memory as a Security Policy: The Case of Poland // Memory, Identity, and Nationalism in European Regions. 2019. P. 50–77.

13.       Bell L., Stevenson H. Towards an analysis of the policies that shape public education: Setting the context for school leadership // Management in Education. 2015. No. 29 (4). P. 146–150.

14.       Cerna L. Trust: What it is and Why it Matters for Governance and Education. OECD Education Working Papers, No. 108. Paris, 2014.

15.       Coburn C. What’s Policy Got to Do with It? How the Structure-Agency Debate Can Illuminate Policy Implementation // American Journal of Education. 2016. No. 122 (3). P. 465–475.

16.       Corredor J., Wills-Obregon M.E., Asensio-Brouard, M. Historical memory education for peace and justice: definition of a field // Journal of Peace Education. 2018. No. 15. P. 169–190.

17.       Prutsch M.J. European Historical Memory: Policies, Challenges and Perspectives Original publication. Brussels: European Parliament, 2015.

18.       Tokareva E.A., Malysheva O.G., Smirnova Yu.V. Prospects of the liberal arts educational history study // Opcion. 2019. No. 35 (20). P. 11–29.

19.       Viennet R., Pont B. Education policy implementation: A literature review and proposed framework. OECD Education Working Papers, No. 162. Paris, 2017.