УДК 378+005.33
https://doi.org/10.20339/AM.05-20.086
Н.Р. Куркина,
д-р экон. наук, проф.
e-mail: nadezhda.kurkina18@mail.ru
Л.В. Стародубцева,
канд. социол. наук, доц.
e-mail: malis5@yandex.ru
Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева
Исследована тема влияния учебной мотивации на академическую мобильность студентов педагогического вуза. Актуальность проблемы связана с тенденциями развития современного образования, которые диктуют неизбежность процесса академической мобильности, обеспечивающей интенсивное взаимодействие вузов в рамках образовательного процесса. Авторами анализируются подходы к рассмотрению сущности академической мобильности, ее содержательные характеристики, выделяются формы и виды академической мобильности. В работе отмечается, что академическая мобильность это не только инструмент интеграции высшей школы страны в международное образовательное пространство, но и механизм повышения уровня трудовых ресурсов, способных конкурировать в российской экономике и на мировом рынке. Авторы подчеркивают, что академическая мобильность важна для личного и профессионального развития студентов. Особое внимание авторы обращают на влияние учебной мотивации на академическую мобильность. Для студента педагогического вуза участие в программах мобильности выступает как мотивация изучения иностранных языков, пополнения культурного и профессионального опыта. В заключение сделан вывод о том, что важным мотивом участия в программах мобильности для студентов является учебный процесс и овладение профессиональными компетенциями.
Ключевые слова: академическая мобильность, обучающиеся, учебная мотивация, педагогический вуз.
Литература
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 2013.
- Богословский В.И., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Развитие академической мобильности в многоуровневом университетском образовании. М., 2007.
- Бринёв Н.С., Чуянов Р.А. Академическая мобильность студентов как фактор развития процесса интернационализации образования. URL: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o60/html
- Выборнова Е.А., Яшкова А.Н. Мониторинг учебной мотивации обучающихся средних профессиональных организаций // Учебный эксперимент в образовании. 2019. № 4 (92). С. 7–11.
- Галичин В.А. Академическая мобильность: в условиях интернационализации образования. М., 2009.
- Дубив Н.В. Конкурентоспособность выпускников — участников программ академической мобильности при трудоустройстве // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 1 (21). С. 48–51.
- Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе. URL: http://www.lexed.ru/mpravo/razdel2/?doc16.html.
- Куркина Н.Р. Исследование системы стратегического управления в образовательной организации. URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37017
- Приказ Минобрнауки РФ от 14.04.2009 № 128 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании» URL: http://www.rg.ru/2010/11/10/optimisatia dok.html
- Протокол Бухарестского коммюнике. 27 апреля 2012 г. URL: http://www.coe.int/t/dg4/highereducation/2012/Kommjunike.pdf
- Развитие академической мобильности студентов в России и за рубежом. Казань, 2018.
- Стародубцева Л.В. Управление процессом академической мобильности в сфере высшего образования // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы. Стерлитамак, 2019. С. 67–70.