Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Особенности взаимодействия со средой обитания как фактор различия типов социальной адаптации студентов, проживающих в общежитии

В.Ю. Флягина, К.В. Грибенщиков
80,00 Р

УДК 316.4/.6+378

https://doi.org/10.20339/AM.12-19.088  

 

В.Ю. Флягина,

канд. ист. наук, доц. кафедры социологических наук

e-mail: chigaeva_viktori@mail.ru

К.В. Грибенщиков,

студент

e-mail: k.gribenshchikov@mail.ru

Кемеровский государственный университет

 

Исследованы проблемы взаимосвязи между актуальным для личности типом социальной адаптации и характером взаимодействия со средой обитания. В работе раскрыто понятие и факторы среды обитания, понятие социальной адаптации, классификации типов социальной адаптации, наиболее полно отражающие особенности приспособления студентов к среде общежития к конкретным условиям коллективного проживания, совместного ведения быта, принятия личностью норм, ценностей и традиций социальной группы и др. Выделены показатели определения типа социальной адаптации, зависящие от взаимодействия студентов со средой обитания, прописаны характеристики для каждого типа, что позволило сконструировать некие модели взаимодействия студентов с общежитием и его обитателями. В заключении выделены три группы студентов, соответствующие типам социальной адаптации (прогрессивно-активная, прогрессивно-пассивная и не адаптировавшаяся часть обучающихся), установлена зависимость между характером воздействия студентов на среду обитания и типом социальной адаптации, а также зависимость между характером воздействия среды на личность и личности на среду, подтверждена взаимосвязь между формированием определенного типа социальной адаптации и отношением личности к среде обитания, установлением отношений в среде (различия между пассивным и активным вариантами прогрессивного типа социальной адаптации), способом решения проблем. Отмечено, что прослеживается корреляция между реализуемым респондентами типом социальной адаптации и их удовлетворенностью средой обитания, а также способностью приспосабливать доступные условия среды под свои потребности (различия между пассивным и активным вариантами). Установлена взаимосвязь типа адаптации со скоростью реакции на возникающие изменения условий среды (между активным и пассивным вариантами). Полученные результаты способствуют извлечению новой информации по изучению позиции, занимаемой личностью при взаимодействии со средой обитания, и влиянием среды на личность. Материалы могут быть использованы при диагностике типов социальной адаптации у студентов и выбора методов расширения адаптационных возможностей студентов.

Ключевые слова: социальная адаптация, среда обитания, общежитие, студенты, типы социальной адаптации, особенности уклада жизни, взаимодействие.

 

Литература

1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/

2. Экология жизненной среды. URL: http://www.bibliotekar.ru/socialnaya-ecologia/37.htm

3. Литовченко В.Н. О проблеме адаптации. Компоненты адаптационного процесса. М., 2001.

4. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.

5. Мардахаев Л.В. Адаптация и дезадаптация человека: социально-педагогический аспект // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2016. № 2 (16). С. 122–131.

6. Зайцев И.С. Социальная адаптация детей с нарушениями речи // Дефектология. 2003. № 5. С. 107–116.

7. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности. Ереван, 1988.

8. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М., 2010.

9. Колосов С.Л. Агрессии как показатель дезадаптации личности в период кризиса // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе. Балашов, 2005. С. 257-260.

10. Колосов С.Л. Как преодолеть дезадаптацию у детей? // Вестник практической психологии образования. 2004. № 1. С. 38–41.

11. Мардахаев Л.В., Цунникова Т.Г. Методологические основы формирования социально-адаптационной составляющей профессиональной подготовки в высшей школе. ЦИТИСЭ. 2015. № 2.