Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Феномен мифодизайна в пространстве современной культуры

И.С. Родичева, Н.П. Суханова.
80,00 ₽

УДК  130.2/.3::75

https://doi.org/10.20339/AM.11-19.088           

 

 

И.С. Родичева,

канд. филос. наук, доц.

е-mail: iriy.rodicheva@yandex.ru

Н.П. Суханова,

канд. филос. наук, доц.

е-mail: konfngi@yandex.ru

кафедра философии и гуманитарных наук

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

 

Анализируется одно из принципиально важных явлений современности — мифодизайн, обнаруживающий свое влияние в формировании массового сознания и ориентированный в технологии на общество в целом. Исследуется специфика мифодизайна в концептуальном поле культуры. Осмысливается интерпретация мифа как семиотического феномена культуры, коммуникативной системы мифодизайна. Проводя аналогию с образцами и концептами новоевропейской культуры и философии и отмечая самобытность, характеризующую мифологическое мировоззрение, выявляются особенности мифотворчества в обществе. Рассматриваются различные виды мифодизайна. Анализируются регулятивная, аффективная, когнитивная функции мифодизайна. Технологии мифодизайна представляются как отвечающие требованиям демонстрации определенных поведенческих стандартов и способствующие созданию единой мифологической концепции, соответствующей запросам индивида и общества. Мифодизайн, отвечающий стремлениям всех и каждого в отдельности, проникает повсюду, мифотворчество выступает как орудие идеологии. Акцентируется внимание на устремленности современного мифодизайна к подмене собой существующей реальности. Делается вывод о том, что с возникновением философии мифотворчество не вытесняется из культуры, но интерпретируется как семиотический феномен культурной коммуникативной системы, и для осознания необходимости изменений необходимо выйти за пределы мифологизированной реальности.

Ключевые слова: философия, миф, мифодизайн, мировоззрение, общество, культура, технологии.

 

Литература

  1. Гулыга А.Н. Пути мифотворчества и пути искусства // Новый мир. 1969. № 5. С. 217–232.
  2. Калиниченко С.С., Квеско Р.Б. Мифодизайн как социокультурный феномен // Известия Томского политехнического университета. 2009. № 6. С. 85–89.
  3. Кассирер Э. Философия символических форм. М., 2001.
  4. Комин М.О. Территориальный брендинг как инструмент символического и социального конструирования пространства // Философские науки. 2016. № 1. С. 56–62.
  5. Кудряшов Е.С. Мифотехнологии в образовательном процессе: конструктивный анализ проблем применения // На путях к новой школе. 2016. № 1. С. 46–48.
  6. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
  7. Родионов А.С. Мифодизайн экономической безопасности как парадигма сценарного планирования деловой среды будущего // Actual science. 2017. № 2. С. 81–86.
  8. Родичева И.С. Философия «пути освобождения»: шуньявада и даосизм // Идеи и идеалы. 2019. № 2. С. 111–132.
  9. Смагина Я.В. Мифотворческие практики художественного дискурса эпохи постмодерна: когнитивный аспект // Вестник Тюменского государственного университета. 2016. № 3. С. 49–60.
  10. Суханова Н.П. «Экология науки» — методологическая исследовательская программа изучения науки // Ценности и смыслы. 2019. № 3 (61). С. 88–98.
  11. Ульяновский А.В. Мифодизайн как горькая правда для немногих и естественный ход вещей для остальных // Философские науки. 2015. № 4. С. 117–120. 
  12. Ульяновский А.В. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы. СПб., 2005.
  13. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. Екатеринбург, 2008.
  14. Юнг К.Г. Очерки по психологии бессознательного. М., 2013.