Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Духовное в образовательной деятельности: идеи и противоречия функционирования и реализации

В.Н. Грузков, И.В. Грузков
80,00 Р

УДК 37: 14

https://doi.org/10.20339/AM.07-19.034

 

В.Н. Грузков,

д-р филос. наук, проф.

Ставропольский государственный педагогический институт

И.В. Грузков,

канд. экон. наук, доц.

Ставропольский государственный аграрный университет

e-mail: ross-72@mail.ru

 

Анализируется понятие «духовное», обосновываемое как социально-культурное и антропологическое явление, ставшее итогом эволюции, в ходе которой через диалектику взаимодействия природы, общества, человека, дифференциацию связей и многоуровневых отношений создавались и расширялись фундаментальные универсальные предпосылки для его возникновения и развития. В статье выделяются и рассматриваются его компоненты, специфика и противоречия их функционирования и реализации в современной теории и практике образовательной деятельности. Предложены авторские выводы, содержание которых направлено на повышение качества воспитания личности в данном процессе.

Ключевые слова: диалектика, философская антропология, человек, целое и  целостность, сознание, идеальное, биологическое, социальное, духовное, ценности.

 

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  2. Барулин В.С. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М., 1994.
  3. Баженов Л.Б., Кремянский В.И., Степанов Н.И. Эволюция материи и ее структурные уровни // Вопросы философии, 1981. № 2.
  4. Грузков И.В. Воспроизводство человеческого капитала в условиях формирования инновационной экономики России: теория, методология, управление. М., 2013.
  5. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М., 1984.
  6. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.
  7. Зотова Е.С. Кто он, новый человек: научная дискуссия в Московском университете // Философия хозяйства. 2016. № 2.
  8. Каган М.С. О духовном. (Опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985. № 9.
  9. Кутырев В.А. Экономизм и технология против духовности: драма современного общества // Экономическая теория на пороге XXI века. М., 2003.
  10. Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990. № 6.
  11. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990.
  12. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2007.
  13. Резник Ю.М. Феноменология человека: бытие возможного. М., 2017.
  14. Русская идея: демократическое развитие России. М., 1996.
  15. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. Ценностные основания и концепция гуманитарного образования в высшей школе. М., 1993.
  16. Энгельгард В.А. О некоторых атрибутах жизни: иерархия, интеграция, «узнавание» // Вопросы философии. 1976. № 7.