УДК 37.012.1
https://doi.org/10.20339/AM.04-19.066
Н.И. Лобанова,
канд. филос. наук, доц.
Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева
e-mail: nanakrasnoyarsk@yandex.ru
Исследована проблема определения целей и предмета обучения исходя из своеобразия современной ситуации (разрыва, существующего между реальной образовательной практикой и вызовами, выдвигаемыми трансформацией технологического и экономического укладов) и специфики человеческого феномена, обусловленного особой ролью знаков в формировании механизмов человеческого сознания и культуры в целом. Анализ телеологии обучения ведется в контексте нового направления в современном образовании edusemiotics. Автор, учитывая опыт, накопленный отечественной семиотической школой, основное внимание уделяет феномену значимости и той роли, которую он выполняет по отношению к установлению целей обучения и как следствие ценностно-смыслового аспекта поведения.
Ключевые слова: эдусемиотика, семиотический подход к образованию, телеология обучения, значимые формы поведения, универсальные компетентности.
Литература
- Адорно Т. Введение в социологию. М., 2010.
- Гараджа В.И. Социология религии. URL: http://www.ahmerov.com/book_839_chapter_11_IV._SOIOLOGICHESKIE_TEORII_RELIGII.html
- Гегель Г.Ф.В. Лекции по истории философии. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000389/st009.shtml
- Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Семиосфера. СПб., 2010.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв. Семиосфера. СПб., 2010.
- Лотман Ю.М. Культура как субъект и сама-себе объект. Семиосфера. СПб., 2010.
- Лотман Ю.М. О динамике культуры. Семиосфера. СПб., 2010.
- Лотман Ю.М. Семиотика сцены. Об искусстве. СПб., 1998.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Об искусстве. СПб., 1998.
- Лотман Ю.М. Тезисы к проблеме «Искусство в ряду моделирующих систем». Об искусстве. СПб., 1998.
- Лотман Ю.М. Технический прогресс как культурологическая проблема. Семиосфера. СПб., 2010.
- Лотман Ю.М. Феномен культуры. Семиосфера. СПб., 2010.
- Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М., 2005.
- Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. М., 2018.
- Фрумин И.Д. Человеческий капитал 2:0: новые задачи образования. URL: https://www.youtube.com/watch?v=e6K5sPkee8I
- Уайт Л. Наука о культуре. М., 2004.
- Cunningham D.J. What Every Teacher Should Know about Semiotics. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED250282.pdf
- Semetsky I., Campbell C. Semiotics and/as Education. URL: https://philosophasters.org/blog/2017/11/22/in-interview-with-inna-semetsky
- Semiotics in Language Education by Marcel Danesi. URL: https://www.questia.com/library/120072142/semiotics-in-language-education
- Semiotics in Mathematics Education: Epistemology, History, Classroom, and Culture. URL: https://www.sensepublishers.com/media/943-semiotics