https://doi.org/10.20339/AM.02-19.016
Н.В. Попкова,
д-р филос. наук, канд. тех. наук, проф.
Брянский государственный технический университет
e-mail: npopkova12@rambler.ru
Рассмотрены основные мнения, высказываемые при обсуждении направленности преподавания философии в высшей школе. Выявлены основные причины этой дискуссии. Представлен анализ наиболее важной функции философии в современном мире. Отмечено, что в настоящее время опасность для культуры представляет экспансия технической рациональности, которая ориентирована только на достижение эффективности и захватывает другие области научной деятельности, в связи с именно этой необходимостью вызвано введение гуманитарных предметов в учебные программы. Сделан авторский вывод о том, что гуманитаризация преподавания философии в системе высшего образования является наиболее актуальной проблемой в процессе воспитания специалистов.
Ключевые слова: высшее образование, философия, современность, мировоззрение, наука, техника, рациональность, техногенное общество.
Литература
- Жуков В.Н. Зачем нужна философия в вузе // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 5. С. 18–21.
- Кондрашов П.Н. Философия как теоретическая форма мировоззрения и экзистенциальное отношение человека к миру // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 11. С. 9–12.
- Лекторский В.А. Рациональность, социальные технологии и судьба человека // Эпистемология и философия науки. 2011. № 3. С. 35–48.
- Ленк Х. Типы и метатипы рациональности // Рациональность и ее границы. М., 2012. С. 127–138.
- Попкова Н.В. Введение в метафилософию техники. М., 2014.
- Попкова Н.В. Философия как учебный предмет в системе высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 10. С. 14–17.
- Порус В.Н. Многомерность рациональности // Эпистемология и философия науки. 2010. № 1. С. 5–16.
- Розин В.М. Дискурсы и типы будущего // Эпистемология и философия науки. 2017. № 2. С. 137–152.
- Розин В.М. Типы, строение и концептуализация науки // Вопросы философии. 2017. № 8. С. 89–99.
- Степин В.С. Конструктивные и прогностические функции философии // Вопросы философии. 2009. № 1. С. 5–10.
- Хлебникова О.В. Преподавание философии в призме современности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 7. С. 24–28.
- Чешев В.В. Инженерное мышление в антропологическом контексте // Философия науки и техники. 2016. № 1. С. 104–117.