Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Гуманитаризация преподавания философии как борьба с экспансией технической рациональности

Н.В. Попкова
80,00 Р

https://doi.org/10.20339/AM.02-19.016

 

Н.В. Попкова,

д-р филос. наук, канд. тех. наук, проф.

Брянский государственный технический университет

e-mail: npopkova12@rambler.ru

 

Рассмотрены основные мнения, высказываемые при обсуждении направленности преподавания философии в высшей школе. Выявлены основные причины этой дискуссии. Представлен анализ наиболее важной функции философии в современном мире. Отмечено, что в настоящее время опасность для культуры представляет экспансия технической рациональности, которая ориентирована только на достижение эффективности и захватывает другие области научной деятельности, в связи с именно этой необходимостью вызвано введение гуманитарных предметов в учебные программы. Сделан авторский вывод о том, что гуманитаризация преподавания философии в системе высшего образования является наиболее актуальной проблемой в процессе воспитания специалистов.

Ключевые слова: высшее образование, философия, современность, мировоззрение, наука, техника, рациональность, техногенное общество.

 

Литература

  1. Жуков В.Н. Зачем нужна философия в вузе // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 5. С. 18–21.
  2. Кондрашов П.Н. Философия как теоретическая форма мировоззрения и экзистенциальное отношение человека к миру // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 11. С. 9–12.
  3. Лекторский В.А. Рациональность, социальные технологии и судьба человека // Эпистемология и философия науки. 2011. № 3. С. 35–48.
  4. Ленк Х. Типы и метатипы рациональности // Рациональность и ее границы. М., 2012. С. 127–138.
  5. Попкова Н.В. Введение в метафилософию техники. М., 2014.
  6. Попкова Н.В. Философия как учебный предмет в системе высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 10. С. 14–17.
  7. Порус В.Н. Многомерность рациональности // Эпистемология и философия науки. 2010. № 1. С. 5–16.
  8. Розин В.М. Дискурсы и типы будущего // Эпистемология и философия науки. 2017. № 2. С. 137–152.
  9. Розин В.М. Типы, строение и концептуализация науки // Вопросы философии. 2017. № 8. С. 89–99.
  10. Степин В.С. Конструктивные и прогностические функции философии // Вопросы философии. 2009. № 1. С. 5–10.
  11. Хлебникова О.В. Преподавание философии в призме современности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 7. С. 24–28.
  12. Чешев В.В. Инженерное мышление в антропологическом контексте // Философия науки и техники. 2016. № 1. С. 104–117.