https://doi.org/10.20339/AM.11-18.072
И.Г. Третьяк,
канд. пед. наук, доц.
Северо-Восточный государственный университет, г. Магадан
e-mail: nogovir@mail.ru
Исследована проблема обучения лиц, имеющих особые образовательные потребности, ограниченные возможности здоровья, наличие инвалидности и соответствующие нарушения в развитии. Данный вид образовательной деятельности допускается в соответствии с международными и российскими нормативно-правовыми актами об инклюзивном (включенном) образовании, занимающем особое место в системе высшего образования. В статье раскрываются основные проблемы, возникающие в системе высшего образования в ходе поэтапной реализации в нем элементов инклюзивного (включенного) образования.
Ключевые слова: инклюзия, система инклюзивного образования, высшая школа, система высшего образования, гуманистические основы образования, нарушения в развитии, студент с ограниченными возможностями здоровья, особые образовательные потребности, индивидуальная образовательная траектория, адаптированная образовательная программа для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Литература
- Всеобщая декларация прав человека. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/
- Конвенция о правах ребенка. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
- Конституция Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
- Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга. URL: http://www.consultant.ru
- Лупанов В.Н. Становление инклюзивного образования в России. URL: http://www.gosbook.ru/node/76807
- Мартынова Е.А. Подходы к разработке адаптированных образовательных программ для профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. URL: http://www.science-education.ru/117-13203
- Матанцева Т.Н. Адаптация основной профессиональной образовательной программы для студентов с ограниченными возможностями здоровья // Современная психология и педагогика: проблемы и решения. Новосибирск, 2017. С. 38–43.
- Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ высшего образования. М., 2017.
- Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 гг. URL: http://docs.cntd.ru/document/450363439
- Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования в Магаданской области до 2020 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/428587878
- Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016-2020 гг. URL: http://docs.cntd.ru/document/465712279
- Региональные аспекты развития инклюзивного образования в деятельности организаций — участников Национальной коалиции «Образование – право для всех». URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2015/09/28/a0344088092090c269a9e607b...
- Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. URL: http://www.notabene.ru/down_syndrome/Rus/declarat.html
- Третьяк И.Г. Проблемы инклюзивного образования в России // Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия. Новосибирск, 2014. С. 78–80.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М., 2016.
- Федеральный закон Российской Федерации «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». URL: http://base.garant.ru/70170066/