Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Самостоятельная работа студентов: проблемы организации и условия стимулирования

Г.И. Ибрагимов
80,00 Р

https://doi.org/10.20339/AM.11-18.054

 

Г.И. Ибрагимов

д-р пед. наук, проф.,

чл.-корр. Российской академии образования,

заслуженный деятель науки РФ и РТ,

лауреат Государственной премии России

Казанский (Приволжский) федеральный университет

e-mail: guseinibragimov@yandex.ru

 

Раскрыты факторы, обусловливающие ключевую роль самостоятельной работы студентов в системе высшего образования. Выделены и систематизированы по критерию «уровень проектирования» три группы проблем организации самостоятельной работы (на уровнях образовательной программы, деятельности преподавателя, деятельности обучающегося). Дана сущностная характеристика самостоятельной работы как формы организации учебной деятельности. Обосновано, что важнейшим условием повышения эффективности самостоятельной работы является использование психологического механизма стимулирования учебной деятельности, поддерживающего мотивационную вовлеченность обучающегося в самостоятельную деятельность в течение всего его цикла.

Ключевые слова: самостоятельность, самостоятельная работа, проблемы организации самостоятельной работы студентов, условия стимулирования учебной деятельности.

 

Литература

  1. Горшкова О.О. Использование сетевых образовательных ресурсов в процессе исследовательской подготовки студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 12. С. 34–38. DOI 10.20339/AM.12-16.034
  2. Двенадцать решений для нового образования. М., 2018.
  3. Змеева Т.Е. Формирование самостоятельной творческой деятельности при обучении иностранному языку // Высшее образование в России. 2015. № 11. С. 154–158.
  4. Ибрагимов Г.И. О роли и месте проблемного обучения в современном высшем образовании // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 12. С. 21–26. DOI 10.20339/AM.12-16.021
  5. Леушин И.О., Леушина И.В. Некоторые проблемы организации СРС в техническом вузе // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 51–56.
  6. Махмутов М.И. Научные труды: В 7 т. Т. 1: Проблемное обучение. Казань, 2016.
  7. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М., 2013.
  8. Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика. 1998. № 3. С. 44–48.
  9.  Петухова Т.П., Белоновская И.Д., Глотова М.И., Пашкевич М.С. Самостоятельная работа глазами студентов и преподавателей: результаты мониторинга // Высшее образование в России. 2012. № 1. С. 80–85.
  10.  Сенашенко В., Жалнина Н. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы // Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 103–109.
  11.  Усачев А.С. «Информационные навигаторы» и организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 2012. № 2. С. 110–115.
  12.  Шакуров Р.Х. Мотивация и стимулирование качества педагогической деятельности в ССУЗ. Мотивирующее управление. Казань, 1996.