https://doi.org/10.20339/AM.10-18.095
А.К. Проскуров,
начальник оркестра
Пермский военный институт войск Национальной гвардии РФ
e-mail: artem_proskurov@mail.ru
Рассмотрены предпосылки возникновения военно-дирижерского образования в России. Цель статьи — раскрыть некоторые вопросы обучения военных дирижеров, понять какие дисциплины были введены в систему подготовки военно-дирижерских кадров. Изучение педагогического потенциала, накопленного в образовательном процессе военных дирижеров, позволяет выявить наиболее важные аспекты такового, чем обусловлена необходимость проследить генезис отечественного высшего военно-дирижерского образования в России. Военные оркестры на протяжении своего существования играют огромную роль в воспитании патриотизма военнослужащих и гражданского населения по сегодняшний день, подтверждая актуальность патриотического воспитания. Исследована уникальность военной среды, готовящей музыкантов-исполнителей и дирижеров.
Ключевые слова: капельмейстер, хор военной музыки, учебные программы, образовательный процесс, дисциплины, генезис, школа музыкантских воспитанников, инспектор, совещание военных капельмейстеров.
Литература
- Кавторев В.В., Саков С.В., Трунов М.М., Черток М.Д. Военный институт (военных дирижеров) военного университета. М., 2015.
- Немирский А.М. Военно-музыкальное образование в СССР: краткий историко-педагогический очерк // Педагогика искусства. 2010. № 2. С. 69–80.
- Ноздрунов Б. Материалы по истории русской военной музыки во второй половине XIX века. М., 1964.
- Сурин Н. Русская военно-церемониальная музыка. 1750–1917 // В помощь военному дирижеру. М., 1983. С. 53–73.
- Тутунов В.И. История военной музыки России. М., 1961.
- Тутунов В.И. 250 лет военно-оркестровой службе в России. М., 1961.
- Хаханян X. Служебная деятельность военных оркестров. М., 1977.
- Черток М.Д. Военная музыка России накануне Первой мировой войны. М., 2015.