Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Теоретико-методологические основания концепции становления студента вуза как субъекта образовательного процесса

Р.М. Гаранина
80,00 Р

https://doi.org/10.20339/AM.08-18.075

 

Р.М. Гаранина,

канд. пед. наук, старший преподаватель

Самарский государственный медицинский университет

e-mail: CorolevaAnna@yandex.ru

 

Рассматриваются особенности педагогического процесса становления субъекта образовательного процесса и его субъектной позиции, которые определяются совокупностью принципов общенаучной и конкретно-научной методологии. Представлен авторский взгляд на специфику выбора подходов, который заключается в направленности исследования на раскрытие целостности личности обучающегося, выявление взаимосвязей объекта с другими системами, поиск механизмов взаимодействия и их анализ, последующее теоретическое моделирование в единстве всех явлений. Контекст изучаемой проблемы — исследование движущих сил развития личности. Результатом исследования следует считать сформированные субъектные характеристики и субъектную позицию обучающегося.

Ключевые слова: методологические подходы, субъект, субъектные характеристики, самопознание, саморегуляция, самоорганизация, самообразование, субъектная позиция, деятельность, самореализация, профессиональная компетентность.

 

Литература

1. Абульханова К.А. С.Л. Рубинштейн — ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000. С. 13–27.

2. Амиров А.Ф., Ивановский Ю.И., Коньшина Ю.Е. Инновационный потенциал учебного процесса в рамках гуманитарных дисциплин в свете образовательной философии ФГОС ВО // Медицинский вестник Башкортостана. 2016. № 5 (65). С. 145–148.

3. Амиров А.Ф., Гаранина Р.М., Гаранин А.А. Активизация личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы студентов вуза как условие развития их субъектной позиции. Самара, 2014.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

5. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.

6. Асадуллин Р.М. Современный субъектно-ориентированный образовательный процесс: генезис и динамика развития // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. № 4 (65). С. 7–12.

7. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

8. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. М., 2002.

9. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии. М., 2011.

10. Брушлинский А.В. Андеграунд диамата // Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000. С. 7–13.

11. Вяткин А.П. Психологические механизмы экономической социализации в условиях трансформации общества. Иркутск, 2013.

12. Донцов А.И., Донцов Д.А. Методологическая база феноменов социализации и психосоциального развития личности // Новая социальная политика и качество жизни: исследования и прогнозы. СПб., 2017. С. 15–23.

13. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности // Образование и наука. 2003. № 5. С. 79–90.

14. Зимняя И.А. Компетентностный подход (теоретико-методологический подход) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 21–26.

15. Знаков В.В. Субъект-объектный и субъект-субъектный типы понимания высказывания в межличностном общении // Психология индивидуального и группового субъекта. М., 2002. С. 144–160.

16. Ильинский И.М. Образовательная революция. М., 2002.

17. Исаев В.А. Образование взрослых: компетентностный подход. СПб., 2005.

18. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб., 1999.

19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения. М., 1983.

20. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания. Воронеж, 1998.

21. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.

23. Сластенин В.А. Педагогика. М., 2002.

24. Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. М., 2006.

25. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Компетенции в образовании. М., 2007. С. 12-20.

26. Mead G.H. Mind, Self and Society from the Standpoint of a Social Behavioris. Chicago, 1934.

27. Harre R. Social being: a theory for social psychology. Oxford, 1979.