https://doi.org/10.20339/AM.08-18.069
М.М. Симонова,
канд. социол. наук, доц.
Финансовый университет при правительстве РФ
e-mail: MMSimonova@fa.ru
С.А. Бутырина,
канд. филос. наук, доц.
Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича
e-mail: s6354986@yandex.ru
Г.Н. Бутырин,
канд. филос. наук, проф.
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
e-mail: gnbut@yandex.ru
Анализируется тема коммуникации в образовательном процессе. Дано определение понятию «качество коммуникации». Исследованы возможности коммуникации как условие успешного образования. Раскрывается коммуникативный характер образования, важность деятельности самих учащихся в образовательном процессе, их взаимодействия между собой, а также с учителем (преподавателем). Прослежен процесс реагирования учителя (преподавателя) на активность учащихся, формирования ожиданий от образовательного процесса обучающих и учащихся, осознания ими образования как коммуникации.
Ключевые слова: коммуникация, образование, учитель, учащийся, информационная среда, непрерывное образование.
Литература
- Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М., 1998.
- Ильин Г.Л. Философия образования. М., 2005.
- Имакаев В. Педагогическая реальность: проектно-коммуникативный подход // Высшее образование в России. 2006. № 7.
- Кичева И. Мутанты в педагогической терминологии // Народное образование. 2005. № 2.
- Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания. Воронеж, 1997.
- Мазниченко М. Научное, мифологическое и обыденное в педагогической теории и практике // Alma mater (Вестник высшей школы). 2005. № 6.
- Мальковская И.А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы. М., 2005.
- Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности // Социс. 2003. № 5.
- Ослон А. Мир теорий в эпоху «охвата» // Отечественные записки. 2003. № 4.
- Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. Дубна, 1996.
- Симонова М.М., Бутырина С.А. Современные технологии вузовской учебно-педагогической коммуникации // Учебный эксперимент в образовании. 2016. № 2 (78).
- Философия образования: состояние, проблемы и перспективы // Вопросы философии. 1995. № 11.