Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

К вопросу о религиозно-философской семантике в клавирных сочинениях И.С. Баха

А.В. Кузнецова, О.А. Курганская
80,00 Р

https://doi.org/10.20339/AM.07-18.059

 

А.В. Кузнецова,

канд. филос. наук, доц., заведующая кафедрой фортепиано

e-mail: ludvig_14@mail.ru

О.А. Курганская,

канд. пед. наук, доц., доц. кафедры фортепиано

заслуженный работник культуры РФ,

почетный работник среднего профессионального образования

Белгородский государственный институт искусств и культуры

e-mail: romak55@mail.ru

 

Представлен семантический анализ по отношению к интонационной лексике, ее конкретизации в музыкальных произведениях И.С. Баха. При помощи такого инструмента познания возможна конкретизация «общезначимых» интонаций в форме образов, составляющих сюжетную линию произведений Баха. Ключом к различным основаниям семантического анализа является музыкальная монограмма Баха, посредством которой композитор символически указывает на метафизическую реальность, точнее, осуществляет метафизическое подразумевание. Семантический анализ помогает раскрыть содержание прелюдий и фуг, интерпретировать музыкальные и христианские религиозные образы. Без этого не представляется возможным достичь уровня понимания многопластовой специфики музыкального текста.

Ключевые слова: музыка, клавир, Бах, семантический анализ, символизм, метафизика, ассоциативный образ.

 

Литература

  1. Бачинин В.А. Введение в христианскую эстетику. СПб., 2005.
  2. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.
  3. Бесселер Г. Бах как новатор // Избранные статьи музыковедов ГДР. М., 1960. С. 107, 81.
  4. Варакин А.С. Розенкрейцеры — рыцари Розы и креста. М., 2007.
  5. Гринченко Г.А. Символические принципы розенкрейцеров и их проявление в цикле «искусство фуги» И.С. Баха / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Тамбов, 2015. С. 65–67.
  6. Денисов А.В. Музыкальный язык: структура и функции. СПб., 2003.
  7. Ди Джон. Иероглифическая монада / Герметическая космогония. СПб., 2001. С. 273–341.
  8. Интерпретация клавирных сочинений И.С. Баха. М., 1990.
  9. Кириченко П.В. Семантические аспекты работы исполнителя с музыкальным текстом: На примере клавирных произведений XVII–XVIII вв. Уфа, 2002.
  10. Носина В.Б. Символика музыки И.С. Баха. М., 2011.
  11. Петров Ю.П. Интерпретация клавирных сочинений И.С. Баха. М., 1990. С. 5–32.
  12. Понизовкин Ю. Проблемы интерпретации и редактирования клавирных произведений И.С. Баха / Интерпретация клавирных сочинений И.С. Баха. М., 1990. С. 33–51.