https://doi.org/10.20339/AM.07-18.059
А.В. Кузнецова,
канд. филос. наук, доц., заведующая кафедрой фортепиано
e-mail: ludvig_14@mail.ru
О.А. Курганская,
канд. пед. наук, доц., доц. кафедры фортепиано
заслуженный работник культуры РФ,
почетный работник среднего профессионального образования
Белгородский государственный институт искусств и культуры
e-mail: romak55@mail.ru
Представлен семантический анализ по отношению к интонационной лексике, ее конкретизации в музыкальных произведениях И.С. Баха. При помощи такого инструмента познания возможна конкретизация «общезначимых» интонаций в форме образов, составляющих сюжетную линию произведений Баха. Ключом к различным основаниям семантического анализа является музыкальная монограмма Баха, посредством которой композитор символически указывает на метафизическую реальность, точнее, осуществляет метафизическое подразумевание. Семантический анализ помогает раскрыть содержание прелюдий и фуг, интерпретировать музыкальные и христианские религиозные образы. Без этого не представляется возможным достичь уровня понимания многопластовой специфики музыкального текста.
Ключевые слова: музыка, клавир, Бах, семантический анализ, символизм, метафизика, ассоциативный образ.
Литература
- Бачинин В.А. Введение в христианскую эстетику. СПб., 2005.
- Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.
- Бесселер Г. Бах как новатор // Избранные статьи музыковедов ГДР. М., 1960. С. 107, 81.
- Варакин А.С. Розенкрейцеры — рыцари Розы и креста. М., 2007.
- Гринченко Г.А. Символические принципы розенкрейцеров и их проявление в цикле «искусство фуги» И.С. Баха / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Тамбов, 2015. С. 65–67.
- Денисов А.В. Музыкальный язык: структура и функции. СПб., 2003.
- Ди Джон. Иероглифическая монада / Герметическая космогония. СПб., 2001. С. 273–341.
- Интерпретация клавирных сочинений И.С. Баха. М., 1990.
- Кириченко П.В. Семантические аспекты работы исполнителя с музыкальным текстом: На примере клавирных произведений XVII–XVIII вв. Уфа, 2002.
- Носина В.Б. Символика музыки И.С. Баха. М., 2011.
- Петров Ю.П. Интерпретация клавирных сочинений И.С. Баха. М., 1990. С. 5–32.
- Понизовкин Ю. Проблемы интерпретации и редактирования клавирных произведений И.С. Баха / Интерпретация клавирных сочинений И.С. Баха. М., 1990. С. 33–51.