https://doi.org/10.20339/AM.03-18.096
Д.Н. Деменёв,
канд. филос. наук, доц.
Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова
е-mail: denis-demenev@mail.ru
Представлен анализ гуманитарного и естественнонаучного подходов к художественной проблематике света и цвета с позиции целостного общефилософского подхода. Выявлено взаимовлияние различных отраслей знания в области изучения света и цвета, в котором философия является базовой наукой. Отмечено, что налицо интеграция философии не только со смежными общественными и гуманитарными науками, но и с некоторыми отраслями естествознания (физика цвета, фотохимия, физиология и др.). Сделан вывод о том, что знания, связанные с чувственным (зрительным) восприятием, имеют важное значение для художественного образования в частности и искусства в целом. По мнению автора, художественное образование самым непосредственным образом, т.е. практически должно использовать достижения естествознания в области изучения света и цвета.
Ключевые слова: цвет, свет, искусство, естествознание, гуманитаристика, гуманизм, ценность, полимодальная система, диалектика.
Литература
- Брилл Т. Свет: Воздействие на произведения искусства. — М., 1983.
- Деменёв Д.Н. О логике цвета в живописи: онтологический, гносеологический и аксиологический аспекты // Философия и культура. — 2016. — № 4. — С. 568–575.
- Деменёв Д.Н. О проблеме вкуса в искусстве // Философия и культура. — 2016. — № 3. — С. 440–451.
- Данн Д.У. Эксперимент со временем. — М., 2000.
- Железняков В.Н. Цвет и контраст. Технология и творческий выбор. — М., 2000.
- Исаев А.А. Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. — Магнитогорск, 2006.
- Исаев А.А. Ценностно-смысловые обоснования феномена цвета в художественной практике и теоретических концепциях / Основы творческого подхода в живописи. — М., 2016.
- Серов Н.В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета: информация – интеллект. — СПб., 2001.
- Служивцев В.В. Традиционное искусство в современной культуре / Искусство в современном мире. — Ханты-Мансийск, 2005.
- Johnston-Feller R. Color Science in the Examination of Museum Objects: Nondestructive Procedures. Tools for Conservation. — Los Angeles, 2001.
- Thomson G. In Applications of Science in the Examination of Art Works, Museum of Fine Arts. — Boston, 1971.
- Wilson N.L. Color qualities and reference to them // Canadian Journal of Philosophy. — 1972. — № 2. — C. 145–169.