Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Как и кому доверяют люди реформы? Роль СМИ в процессе формирования у населения доверия к экономическим реформам

А.Н. Неврюев
80,00 Р

https://doi.org/10.20339/AM.1-18.116

А.Н. Неврюев,

старший преподаватель

Финансовый университет при Правительстве РФ

e-mail: ANNevryuev@fa.ru

 

Анализируется тема, как и кому доверяют население в аспекте проведения различных реформ, остающаяся крайне противоречивым предметом исследования в психологической науке. В данной работе проводится анализ теоретических подходов, которые занимаются изучением этой проблематики. Представлен обзор современных психологических исследований, которые позволяют сделать вывод о том, что существует ограниченное количество факторов, которые влияют на формирование доверия у людей к проводимым реформам: доверие к источнику информации, уровень согласованности мнения среди людей по вопросу экономической реформы, выраженная идентичность по отношению к группе, которая будет затронута данной реформой. Кроме того, к факторам, которые формируют доверие, относятся и свойства самой информации: насколько, к примеру, таковая доступна населению или скорость ее распространения и обсуждения. Также обсуждаются возможные дальнейшие направления исследований в данной области.

Ключевые слова: доверие, экономические реформы, теория культивирования, СМИ, современная медиапродукция, информационно-психологическое воздействие.

Литература

  1. Galtung, J. Peace Journalism as an Ethical Challenge. Global Media Journal: Mediterranean Edition. 2006, no. 1, pp. 58–83.
  2. Gerbner, G. Cultural indicators: The case of violence in television drama. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1970, vol. 388, no. 1, pp. 69–81.
  3. Gerbner, G. Cultural indicators: The case of violence in television drama. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1970, vol. 388, no. 1, p. 69.
  4. Gerbner, G., Gross, L., Morgan, M., Signorielli, N., Shanahan, J. Growing up with television: Cultivation processes. In: Media effects: Advances in theory and research. Mahwah, NJ, US: Lawrence Erlbaum Associates Publishers. 2002, pp. 43–67.
  5. Potter, W.J. Perceived reality and the cultivation hypothesis. Journal of Broadcasting & Electronic Media. 1986, no. 32, pp. 23–41.
  6. Morgan, M., Shanahan, J. The state of cultivation. Journal of Broadcasting & Electronic Media. 2010, vol. 54, no. 2, pp. 337–355.
  7. Herman, E.S., Chomsky, N. A Propaganda Model in Manufacturing Consent. In: The Political Economy of the Mass Media. New York, 1988.
  8. Bernays, E. Manipulating public opinion: The why and the how. American Journal of Sociology. 1928, vol. 33, no. 6, pp. 958–971, 51.
  9. Bernays, E. Manipulating public opinion: The why and the how. American Journal of Sociology. 1928, vol. 33, no. 6, pp. 958–971, 51.
  10. Gunther, A.C., Chia, S.C-Y. Predicting pluralistic ignorance: The hostile media perception and its consequences. Journalism and Mass Communication Quarterly. 2001, vol. 78, pp. 688–701.
  11. Ho, S.S., Binder, A.R., Becker, A.B., Moy, P., Scheufele, D.A., Brossard, D., Gunther, A.C. The role of perceptions of media bias in general and issue-specific political participation. Mass Communication and Society. 2011, no. 14, pp. 343–374.
  12. Rojas, H. Strategy versus understanding: How orientations towards political conversation influence political engagement. Communication Research. 2008, no. 35, pp. 452–480.
  13. Hwang, H., Pan, Z., Sun, Y. Influence of hostile media perception on willingness to engage in discursive activities: An examination of the mediating role of media indignation. Media Psychology. 2008, no. 11, pp. 76–97.
  14. Wei, R., Chia, S.C., Lo, V.H. Third-person effect and hostile media perception influences on voter attitudes toward polls in the 2008 US presidential election. International Journal of Public Opinion Research. 2011, no. 23, pp. 169–190.
  15. Norris, P.A. Virtuous Circle: Political Communications in Postindustrial Societies. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.
  16. Page, B.I., Shapiro, R.Y. The Rational Public: Fifty Years of Trends in Americans’ Policy Preferences. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1992.
  17. Gavin, N.T., Sanders, D. The Press and Its Influence on British Political Attitudes under New Labor. Political Studies. 2003, vol. 51, no. 3, pp. 573–591.
  18. Norris, P., Curtice, J., Sanders, D., Scammell, M., Semetko, H.A. On Message: Communicating the Campaign. London, 1999.
  19. Zaller, J.R. The Myth of Massive Media Impact Revived: New Support for a Discredited Idea. In: Mutz, D.C., Sniderman, P.M., Brody, R.M. (Еds.). Political Persuasion and Attitude Change. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1996.
  20. Zaller, J.R. The Nature and Origins of Mass Opinion. New York: Cambridge University Press, 1992.
  21. Hooghe, L., Marks, G. Does Identity or Economic Rationality Drive Public Opinion on European Integration. Political Science and Politics. 2004, vol. 37, no. 3, pp. 415–420.
  22. Azrout, R., Van Spanje, J., De Vreese, C. When News Matters: Media Effects on Public Support for European Union Enlargement in 21 Countries. Journal of Common Market Studies. 2012, vol. 50, no. 5, pp. 691–708.
  23. Boomgaarden, H.G., Vliegenthart, R. Explaining the Rise of Anti-Immigrant Parties: The Role of News Media Content. Electoral Studies. 2007, vol. 26, pp. 404–417.
  24. Reeves, A., De Vries, R. Does media coverage influence public attitudes towards welfare recipients? The impact of the 2011 English riots. The British Journal of Sociology. 2016, vol. 67, no. 2, pp. 281–306.
  25. Arceneaux, K., Johnson, M., Cryderman, J. Communication, Persuasion, and the Conditioning Value of Selective Exposure: Like Minds May Unite and Divide but They Mostly Tune Out. Political Communication. 2013, vol. 30, no. 2, pp. 213–231.
  26. Prior, M. Media and Political Polarization. Annual Review of Political Science. 2013, no. 16, pp. 101–127.
  27. Kepplinger, H.M. Mediatization of Politics: Theory and Data. Journal of Communication. 2002, vol. 52, no. 4, pp. 972–986.
  28. Mazzoleni, G., Schulz, W. “Mediatization” of Politics: A Challenge for Democracy? Political Communication. 1999, vol. 16, no. 3, pp. 247–261.
  29. Stromback, J. Four Phases of Mediatization: An Analysis of the Mediatization of Politics. International Journal of Press Politics. 2008, vol. 13, no. 3, pp. 228–246.
  30. Shanahan, E.A., McBeth, M.K., Hathaway, P.L. Narrative Policy Framework: The Influence of Media Policy Narratives on Public Opinion. Politics & Policy. 2011, vol. 39, no. 3, pp. 373–400.
  31. Bucataru, V. Stagnation on the Road to Europe: Moldova after the Presidential Election. Washington, DC, USA: Freedom House, 2016.

 

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета 2017 г.