Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Специфика ценностно-смыслового выбора обучающихся в учебном процессе

Н.Н. Мироненкова
80,00 Р

https://doi.org/10.20339/AM.08-17.033

 

Н.Н. Мироненкова,

канд. пед. наук, доц. кафедры «Высшая математика»

Южно-Российский государственный политехнический университет

имени М.И. Платова

e-mail: Vin-mir@bk.ru

 

Исследована проблема смыслоцентированного подход, с позиций которого смыслы «прирастают» в точке их пересечения (сингулярности) в ценностно-смысловом выборе обучающихся. Обучающиеся в зависимости от специфики их личностного потенциала создают альтернативы (смыслы для себя и смыслы учебного содержания) по критериям ценностного отношения, личностной значимости проблемы и ориентации на смыслы будущего. Для сравнения альтернатив в учебном процессе и выбора одной из предпочитаемых альтернатив обучающиеся используют интеллектуальные, волевые и эмоциональные способности (деятельностный аспект подхода со стороны возможностей обучающихся). В соответствие с активностью личности обучающихся содержание обучения и методы его реализации развертывается в логике субъективного конструирования ценностно-смыслового выбора, что обеспечивает учебному процессу характер естественного течения, смысловой центрации и диалогичности.

Ключевые слова: смыслоцентированный подход, обучающиеся, учебный процесс, типы выборов, ценнностно-смысловой выбор, личностный потенциал, субъективное конструирование выбора, альтернативы смыслов, позитивная и негативная модальности альтернатив.

 

Литература

1. Фам АХ. Индивидуальные особенности выбора в ситуациях различной значимости: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 2014.

2. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в пе-дагогике: новое понимание дидактических методов. — Ростов-на-Дону, 2006.

3. Михайлова Т.В. Направленность, ценности и ценностные ориентации: к вопросу о разделении понятий // Ценности и смыслы. — 2012. — № 6 (22). — С. 85–90.

4. Snibbe A.C., Markus H.R. You Can’t Always Get What You Want: Educational Attainment, Agency, and Choice // Journal of Personality & Social Psychology. 2005, no. 4, pp. 703-720.

5. Мещеряков В.А. Выбор как научная категория // Вестник ОГУ. — 2012. — № 2 (138). — С. 142–148.

6. Фомин В.Н. К определению понятия личностного потенциала // ЗПУ. — 2013. — № 4. — С. 244–249.

7. Далгатов М.М., Джамалудинова А.Г. Проблема личностных ценностей и ценностных ориентаций в психологических исследованиях // Известия ДГПУ. — Серия «Психолого-педагогические науки». — 2013. — № 3 (24). — С. 18–23.

8. Магазева Е.А. Смысложизненные ориентации как личностные детерминанты выбора врачебной специализации выпускниками медицинского вуза // ОНВ. — 2014. — № 2 (126). — С. 126–129.

9. Аскарова Г.Б., Сабекия Р.Б. Системообразующие компоненты ценностной ориентации личности // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — С. 937.

10. Елишев С.О. Изучение понятий «Ценность», «Ценностные ориентации» в междисциплинарном аспекте // Ценности и смыслы. — 2011. — № 2 (11). — С. 82–96.

11. Филоник М.С. Ценностные основания личностно значимого выбора: анализ случая //Консультативная психология и психотерапия. — 2011. — № 1. — С. 156–179.

12. Близнецова О.И., Шапенкова И.П. Изучение ценностно-смысловой сферы личности как психического новообразования юношеского возраста // Вестник Томского государственного университета. — 2009. — № 329. — С. 197-200.

13. Личностный потенциал: структура и диагностика. — М., 2011.

14. Мандрикова Е.Ю. Альтернативы личностного выбора в процедуре его смысловой аргументации // Известия ЮФУ. Технические науки. — 2005. — № 7. — С. 73–74.

15. Zimbardo P.G., Boniwell I. Balancing One Time Perspective of Optimal Functioning // Positive Psychology in Practice. — Hoboken: Wiley, 2004. — P. 165-178.

16. Леонтьев Д.А., Пилипенко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. — С. 97–110.

17. Леонтьев Д.А. Теоретические и методологические проблемы психологии психология выбора // Психологический журнал. — 2014. — № 6. — С. 56–68.

18. Фам А.Х., Леонтьев Д.А. Субъективное конструирование выбора в ситуациях разного уровня значимости // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2013. — № 1. — С. 84–96.

19. Фам А.Х., Леонтьев Д.А. Субъективное конструирование выбора в ситуациях разного уровня значимости // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2013. — № 2. — С.93-105.

20. Стефаненко Н.А. Экзистенциальный выбор подростка как педагогическая проблема // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — 2010. — № 3. — С. 15–19.

21. Хазыкова Т.С. Ответственность личности как социально-психологический феномен // Известия ВГПУ. — 2009. — № 6. — С. 36–40.

22. Носкова Н.В. Проблема выбора и психология возрастного развития человека // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. — 2008. — Вып. 3 (10). — С. 59–70.

 

Войти
Корзина пуста.

 

Администрация Волгоградской области
Комитет образования и науки Волгоградской области Выставочный центр «Царицынская ярмарка»

18-20 марта 2020 г. состоится XVI крупнейшая выставка в Волгоградской области

Волгоградский образовательный форум - 2020

Место проведения: г. Волгоград, пр. Ленина, 76, Волгоград Арена


 

 

 Интервью президента МГТУ им. Н.Э. Баумана, академика РАН И.Б. Федорова главному редактору журнала «Alma mater» (Вестник высшей школы) Л.Г.Тюриной