https://doi.org/10.20339/AM.05-17.035
А.А. Соловьев,
канд. филос. наук, доц. кафедры «Философия и право»
Волгоградский государственный технический университет
e-mail: lokotigr@mail.ru
Л.С. Соловьева,
канд. филос. наук, старший преподаватель кафедры философии
Волгоградский государственный университет
e-mail: lyubov.di@mail.ru
Исследована тема свободы выбора в образовании. Представлено видение образования как амбивалентного процесса, включающего разные ценностные ориентации участников. Авторы приходят к выводу, что в указанном контексте свобода может быть рассмотрена и как «негативная» и как «позитивная». «Позитивная» свобода в данном случае представляет собой возможность выбора учеником или учителем тех или иных формы и содержания образовательной деятельности. «Негативная» свобода заключается в отказе от некоторой части содержания образования при отсутствии каких-либо предложений для замены этого содержания другим. Рассмотрены отдельно взятые противоречия, которые возникают при изучении учебно-воспитательного процесса как чистого теоретического конструкта без учета конкретной социально-исторической реальности. Авторы также выделяют факторы, способствующие развитию личностной свободы, а также факторы, препятствующие этому процессу.
Ключевые слова: образование, свобода выбора, субъект образования, дискуссионный метод, философия образования, социальная философия, философская антропология.
Литература
1. Dewey J. The School and society. — Chicago, Illinois, 1902.
2. Markovic M., Markovic D. A New Model of Education: Development of Individuality through the Freedom of Learning // Eruditio. — July 2012. — Pp. 97–114.
3. Кьеркегор С. Страх и трепет. — М., 1993.
4. Соловьев А.А. Субъект-субъектные отношения в образовательном взаимодействии // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2015. — № 1. — С. 36–39.
5. URL: http://www.he.ntf.ru/p51aa1.html
6. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 2008.
7. URL: http://tsiolkovsky.org/ru/kosmicheskaya-filosofiya
8. Яновская Н.Б. Рефлексивный подход к процессу обучения // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2016. — № 9. — С. 35–44. doi: 10.20339/AM.09-16.035