Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Свобода выбора в образовательной деятельности

А.А. Соловьев, Л.С. Соловьева
80,00 Р

https://doi.org/10.20339/AM.05-17.035  

 

А.А. Соловьев,

канд. филос. наук, доц. кафедры «Философия и право»

Волгоградский государственный технический университет

e-mail: lokotigr@mail.ru

Л.С. Соловьева,

канд. филос. наук, старший преподаватель кафедры философии

Волгоградский государственный университет

e-mail: lyubov.di@mail.ru

 

Исследована тема свободы выбора в образовании. Представлено видение образования как амбивалентного процесса, включающего разные ценностные ориентации участников. Авторы приходят к выводу, что в указанном контексте свобода может быть рассмотрена и как «негативная» и как «позитивная». «Позитивная» свобода в данном случае представляет собой возможность выбора учеником или учителем тех или иных формы и содержания образовательной деятельности. «Негативная» свобода заключается в отказе от некоторой части содержания образования при отсутствии каких-либо предложений для замены этого содержания другим. Рассмотрены отдельно взятые противоречия, которые возникают при изучении учебно-воспитательного процесса как чистого теоретического конструкта без учета конкретной социально-исторической реальности. Авторы также выделяют факторы, способствующие развитию личностной свободы, а также факторы, препятствующие этому процессу.

Ключевые слова: образование, свобода выбора, субъект образования, дискуссионный метод, философия образования, социальная философия, философская антропология.

 

Литература

1. Dewey J. The School and society. — Chicago, Illinois, 1902.

2. Markovic M., Markovic D. A New Model of Education: Development of Individuality through the Freedom of Learning // Eruditio. — July 2012. — Pp. 97–114.

3. Кьеркегор С. Страх и трепет. — М., 1993.

4. Соловьев А.А. Субъект-субъектные отношения в образовательном взаимодействии // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2015. — № 1. — С. 36–39.

5. URL: http://www.he.ntf.ru/p51aa1.html

6. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 2008.

7. URL: http://tsiolkovsky.org/ru/kosmicheskaya-filosofiya

8. Яновская Н.Б. Рефлексивный подход к процессу обучения // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2016. — № 9. — С. 35–44.  doi: 10.20339/AM.09-16.035