https://doi.org/10.20339/AM.03-17.027
С.В. Волкова,
канд. пед. наук, доц.
Петрозаводский государственный университет
e-mail: svetavolkov@ya.ru
Представлен авторский анализ философии М. Хайдеггера в аспекте раскрытия экзистенциальной аналитики немецкого мыслителя в ее связи с феноменом образования. Отправляясь от понятия Dasein, автор обращает внимание на то, что самость ребенка существует в напряжении между полюсами собственного и несобственного модусов человеческого бытия. В центр исследования поставлено понятие «забота». Анализируя разновидности экзистенциала заботы, автор показывает, что в контексте заменяюще-подчиняющей заботы образование приобретает неподлинный, отчужденный характер. Восстановление подлинного, т.е. аутентичного специфике человеческого бытия, характера образования увязано с заступнически-освобождающей заботой. Автор специально останавливается на том, что важнейшим фактором реализации заступнически-освобождающей заботы в сфере образования является организация учебного процесса в форме диалога.
Ключевые слова: забота, подлинное, Хайдеггер, философия образования, oнтология, Dasein.
Литература
- Хайдеггер М. Бытие и время. — М.: Ad Marginem, 1997.
- Дьюи Дж. Демократия и образование. — М., 2000.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 2009.
- Кант И. Критика чистого разума: Сочинения в шести томах. — Т. 3. — М., 1964.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. — М., 1986.
- Горшкова В.В. Педагогика диалога. Инновационные образовательные технологии. — Комсомольск-на-Амуре, 1997.
- Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. — СПб., 2001.
- Мухудадаев М.О. Образование: Введение в дискурс социальной политики. — СПб., 2005.
- Карпов О. Онтологизация, «онтологизация» и образование // Вопросы философии. — 2013. — № 9. — С. 31–41.
- Thomson I. Heidegger on Ontotheology. 2005. New York: Cambridge University Press.
- Peters M.A. Heidegger, education and modernity. 2002. Oxford: Lanham, Rowman & Littlefield Publishers.