Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Проблемы психологии и педагогики высшего профессионального образования

К ЧИТАТЕЛЯМ!

В центре внимания ученых из высших учебных заведений г. Курска оказались разные стороны деятельности высшей школы, что обусловлено важностью и значительностью перемен, которые происходят сегодня в сфере высшего профессионального образования. В книгу включены научно-теоретические и научно-методические материалы, отражающие взгляды широкого круга исследователей — от деятелей науки и педагогов, имеющих большой опыт преподавания в высшей школе, до молодых преподавателей и аспирантов, делающих первые шаги на поприще научной и педагогической деятельности. Не осталось в стороне и мнение о проблемах профессиональной подготовки самих обучающихся и заказчиков-работодателей.

В первом разделе сборника рассматриваются проблемы научно-исследовательской и творческой деятельности обучающихся. В публикациях отмечается роль научных школ в подготовке конкурентоспособных кадров (Семыкин В. А.), подчеркивается важность интеграции науки, образования и производства (Соловьева Т. Н.), анализируется взаимосвязь науки, культуры и образования (Черкашин М. Д.). Авторы ищут ответы на вопрос: «Как преодолеть кризис профессионального образования?» (Грищенко Н. В., Грищенко Т. И.). Выход из сложившейся ситуации видится в поиске путей формирования творческой личности (Воробьев Ю. Л.). В связи с этим поднимаются вопросы творческой самореализации преподавателя высшей школы (Скоробогатько Л. М.), особенностей педагогического творчества в высшей школе (Левшаков Л. В.).

Авторы делятся своими размышлениями и практическим опытом формирования у студентов научного гуманитарного мышления, организации научно-исследовательской работы, применения метода проектов в учебных исследованиях, а также развития творческого стиля педагогической деятельности аспирантов — будущих преподавателей высшей школы.

Второй раздел сборника раскрывает проблемы содержания и организации учебного процесса в вузе. Как настоятельное требование времени и важное условие успешности обучения рассматривается познавательная активность обучающихся (Харзеева С. Э.), роль экологических знаний в формировании культуры будущего специалиста (Стифеев А. И.), совершенствование умения учиться (Соболева О. В.), дифференциация и интеграция знаний (Тарасов А. А., Голикова Н. А., Тарасова В. М.). Большое внимание уделено проблеме качества знаний и их оценке. Так, рассматриваются вопросы реализации системы зачетных единиц в образовательной практике высшей школы (Серебровский В. И.), методологические аспекты внешней экспертизы оценки качества знаний студентов (Иванова В. В.), психолого-педагогические аспекты традиционных и новых систем контроля знаний (Мерзликина Т. И., Крыжская Н. А.).

Интерес педагогов высшей школы вызывают такие научно-методические вопросы, как повышение внимания студентов на лекционных занятиях, организация самостоятельной работы, развитие видов речевой деятельности будущих специалистов и т. д. В данном разделе обобщен опыт преподавания философских дисциплин, гомилетики (теории церковной проповеди), изучения нравственных ценностей православия, дисциплины «Этика и психология в товароведческой деятельности», физической культуры.

Третий раздел «Проблемы профессионального и личностного становления» охватывает широкий спектр вопросов профессиональной подготовки специалистов разного профиля. Так, раскрывается реализация принципа сочетания фундаментального и прикладного знания в подготовке специалистов-психологов (Чернышев А. С., Корнев А. В., Еремина А. Н.), рефлексивный подход к проблемам профессиональной подготовки (Корецкая Е. В.), динамика профессиональной направленности и учебной мотивации будущих медицинских работников (Василенко Т. Д., Есенкова Н. Ю.), межкультурная компетентность специалиста социальной сферы (Непочатых Е. П.), развитие самостоятельности в учебно-профессиональной деятельности студентов негуманитарного вуза (Лебедчук П. В.). Авторы представляют результаты исследований личности современных студентов: ценностные аспекты личности студентов-психологов (Елизаров С. Г.), нравственно-правовые представления и активность студенческой молодежи (Селифонова Н. Н., Логачев М. В.), семейные установки студентов (Петрова И. С., Шкарина Ю. Ю.).

В материалах сборника нашли отражение исследования современных факторов выбора профессии молодежью, формирования экологической культуры будущих специалистов, родительского ресурса в преодолении затруднений самореализации студентов и т. д. Социально-психологические проблемы профессиональной подготовки рассматриваются в четвертом разделе сборника. В статьях раскрываются проблемы современного социального образования (Беспарточный Б. Д.), развития социальной компетентности будущих специалистов (Безгин В. М., Сеин О. Б.), социально-профессиональной адаптации (Бурдастых Е. Н.). Всесторонне характеризуется проблема социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе (Сарычев С. В., Логинов И. Н., Дроздов С. В., Тарасова Е. В., Кузьмина В. М., Сорокина Ю. А.).

Ученые высшей школы исследуют социальные представления студентов об организационной культуре вуза (Антопольская Т. А.), о его социально-психологическом климате (Попов А. А.), аксиологические конфликты в системе высшего образования (Иванов М. А.), специфику лидерства в учебных группах (Беспалов Д. В., Галкина Н. А., Арбина И. А.), систему студенческого самоуправления (Трубников Д. В.). Одной из важных проблем является совершенствование взаимодействия вуза с потенциальными работодателями. Этому посвящены статьи как руководителей структурных подразделений вуза, так и предпринимателей.

В заключении сборника научных трудов по проблемам психологии и педагогики высшего профессионального образования приводятся выдержки из размышлений студентов на эту тему.