Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Проблема профессиональной востребованности выпускников вузов. Психологический аспект

Представлены результаты эмпирического исследования профессиональной востребованности выпускников вузов. На примере специальностей финансово-экономического профиля показано, что среди выпускников может быть выделена «группа риска»: студенты и молодые специалисты с акцентуированным профилем профессиональной востребованности или с низким общем уровнем ее сформированности, которые нуждаются в психологическом сопровождении.
Ключевые слова: профессиональная востребованность личности, кризис профессионального становления, выпускники вузов, психологическое сопровождение.
 
Феномен профессиональной востребованности
 
Изучение профессиональной востребованности выпускников вузов — сравнительно новая научная проблема, носящая комплексный междисциплинарный характер. Указанная проблема в настоящее время может быть рассмотрена как один из основополагающих аспектов взаимовлияния рынка образовательных услуг и рынка труда.
Одна из важнейших проблем высшего образования в России проявляется в несоответствии количественных и качественных характеристик выпускаемых специалистов потребностям общества, динамике современного рынка труда. В этой связи содействие трудоустройству и профессиональной адаптации выпускников становится приоритетным направлением деятельности вуза, т.к. профессиональная успешность выпускников является ключевым показателем престижа вуза.
Таким образом, проблема профессиональной востребованности выпускников вузов требует анализа, оценки и прогнозирования. Следует отметить, что в большинстве случаев мониторинг востребованности (соотношение спроса и предложения на тех или иных специалистов) основывается на использовании социологических или статистических методов.
С одной стороны, нельзя не согласиться с тем, что востребованность в специалистах различного профиля определяется преимущественно факторами и условиями социально-экономического развития страны. Но, с другой — помимо социально-экономических есть еще и социально-психологические аспекты профессиональной востребованности выпускников вузов, которые в литературе мало освещены. На наш взгляд, актуальность исследования психологических аспектов востребованности обусловлена спецификой этапа карьерного развития.
Период профессионального становления, охватывающий обучение студентов на последних курсах вуза и первые годы их работы в качестве молодых специалистов, связан, прежде всего, с изменением вида деятельности (переход от учебно-познавательной к профессиональной деятельности); он характеризуется повышенной субъективной сложностью (неопределенностью, стрессогенностью, противоречивостью). Трудности профессиональной адаптации, неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой, несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности — это лишь некоторые факторы, детерминирующие развитие нормативного кризиса профессиональных экспектаций у выпускников вузов [2].
В свою очередь, преодоление кризиса — активный, результативный внутренний процесс, позволяющий преобразовывать профессионально обусловленную психологическую ситуацию развития личности и определяющий дальнейшую траекторию профессионального становления специалиста. Важную роль в преодолении кризиса играет субъективная оценка выпускником своей профессиональной востребованности. Другими словами, в данном случае востребованность рассматривается нами не как «спрос на профессию» или «спрос на специалиста», а как фактор осознанности профессионального становления молодого специалиста.
 
Концепция профессиональной востребованности личности
 
Основные положения концепции социально-профессиональной востребованности личности представлены в работах Е.В. Харитоновой. Профессиональная востребованность определяется как «многоуровневая, строящаяся иерархически, имеющая связи с другими психологическими образованиями (активность, смысл, ценность, внешняя среда, общение, профессиональная деятельность и др.) метасистема субъективных отношений личности к себе как «значимому для других профессионалу» [6. С. 5]. Профессиональная востребованность входит в структуру профессиональной Я?концепции личности и находится на стыке ее когнитивной и эмоциональной составляющих [4]. Это одновременно и процесс, и результат вхождения человека в профессиональную реальность.
Профессиональная востребованность содержательно может быть обобщена в следующих семи конструктах (функциональных компонентах) [5]:
 удовлетворенности степенью реализации профессионального потенциала;
 принадлежности к профессиональному сообществу;
переживанию профессиональной востребованности;
  отношению к себе как компетентному и авторитетному профессионалу; оценке результатов профессиональной деятельности;
 восприятию отношения других к себе как значимому профессионалу;
 самоотношению к себе как значимому для других профессионалу.
 
В данной статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого было изучение особенностей субъективной оценки выпускниками вузов своей профессиональной востребованности.
В качестве гипотезы выступило предположение, что профессиональная востребованность молодых специалистов характеризуется гетерохронностью (т.е. неравномерностью развития функциональных компонентов). Имеются различия между выпускниками в зависимости от соответствия выбранной сферы профессиональной деятельности полученному образованию.
 
Основные результаты выборки
 
Общее число респондентов составило 158 человек. Из них — 87 женщин (55%) и 71 мужчина (45%).
В исследовании принимали участие:
¨    студенты выпускных курсов финансово-экономических факультетов ведущих вузов Санкт-Петербурга, имеющие стаж профессиональной деятельности не менее 6 месяцев (n = 116);
¨    молодые специалисты, имеющие стаж работы не более одного года (n = 42).
Из них — 94 респондента работают в соответствии со специальностью, полученной в вузе (60%); 64 молодых специалиста сменили профиль своей деятельности (40%).
Метод. Опросник «Профессиональная востребованность личности» (ПВЛ) был построен на принципе стандартизованного самоотчета оценки субъективного отношения к себе как значимому для других профессионалу; вопросы не имели непосредственной связи со спецификой какой-либо профессиональной деятельности [6][1].
Результаты исследования и их обсуждение. Перейдем к описанию полученных нами результатов и рассмотрим степень профессиональной востребованности, которая отражает актуальное отношение личности к себе как значимому для других профессионалу. Было установлено, что для большинства выпускников (59%) характерен средний уровень сформированности профессиональной востребованности. Также были выделены группы с высокими и низкими показателями.
Выпускники с высоким уровнем сформированности профессиональной востребованности (17%) положительно относятся к себе как профессионалу, не сомневаются в своей профессиональной компетентности, достаточно высоко оценивают результаты своей профессиональной деятельности и ожидают положительного отношения со стороны других людей. Вероятно, именно эта подгруппа выпускников может быть отнесена к одному из двух выделенных Е.В. Харитоновой [5] типов социально-профессиональной востребованности личности, которые не нуждаются в психологической помощи, а именно к типу «Востребованный специалист, способный активно преодолевать трудности и быть конкурентоспособным на рынке труда». Этот тип характерен для юношеского или первого периода среднего возраста. Наши респонденты в возрасте 20—24 лет вполне вписываются в указанный возрастной диапазон.
Низкий уровень сформированности системы отношений к себе как значимому для других профессионалу выявлен у 24% выпускников, принимавших участие в исследовании. Для них свойственно болезненное переживание своей профессиональной некомпетентности, бесполезности и ненужности, неудовлетворенность и негативная оценка результатов профессиональной деятельности. Полученные данные позволяют говорить о кризисном характере профессионального становления таких молодых специалистов и необходимости отнести этих респондентов к «группе риска», нуждающейся в социально-психологическом сопровождении.
 
Групповой профиль профессиональной востребованности
 
Перейдем к анализу группового профиля профессиональной востребованности выпускников вузов. Ниже приведены данные по числу респондентов, которых можно отнести к группам с высоким, средним и низким уровнем сформированности основных функциональных компонентов профессиональной востребованности личности (табл.).
 
Таблица
 
Распределение респондентов по уровню сформированности

основных функциональных компонентов профессиональной востребованности

 

Функциональные компоненты
профессиональной востребованности
Уровень сформированности
(количество человек)
низкий
средний
высокий
Удовлетворенность степенью реализации профессиональных потребностей
52
85
21
Принадлежность к профессиональному сообществу
19
129
10
Переживание профессиональной востребованности
26
96
36
Профессиональная компетентность
48
87
23
Профессиональный авторитет
33
116
9
Оценка результатов профессиональной деятельности
22
109
27
Отношение других
25
115
18
Самоотношение
20
87
51
Общий уровень (степень профессиональной востребованности личности)
38
93
27
 
Полученный групповой профиль относится к акцентуированным, т.к. наблюдается сдвиг распределения как в сторону низких, так и высоких показателей по отдельным компонентам востребованности.
Так, например, 33% опрошенных выпускников вузов (52 человека) имеют низкие показатели удовлетворенности степенью реализации своих профессиональных потребностей. Считая себя профессионально некомпетентными, они не уверены в том, что имеющихся у них знаний, умений и навыков достаточно для достижения желаемых профессиональных результатов; они не удовлетворены достигнутым профессиональным статусом и степенью востребованности своего профессионального опыта.
С чем же может быть связано преобладание в выборке низких значений по результативному или самоэффективностному блоку? Вероятно, одна из причин этого состоит в том, что большинство компаний-работодателей предпочитают специалистов с опытом работы более 3 лет, т.к. затраты на обучение и адаптацию подобных сотрудников гораздо ниже, чем на тех, кто только начинает свой профессиональный путь. Кроме того, многие молодые специалисты в начале своей карьеры работают на ассистентских позициях, что также может быть поводом для возникновения чувства недовольства своим профессиональным статусом.
Сдвиг распределения в сторону низких значений получен также по такому показателю, как профессиональная компетентность. Для 30% выпускников (48 человек) в структуре профессиональной востребованности присутствует отношение к себе как некомпетентному профессионалу. Отсутствие уверенности в свободном владении средствами деятельности, а также сомнения в достаточности уровня квалификации и опыта для осуществления реальной профессиональной деятельности (решение сложных профессиональных задач) часто сопровождается переживаниями относительно перспектив будущего профессионального развития.
Относительно низкие (в силу объективного отсутствия или недостаточности опыта профессиональной деятельности) показатели по удовлетворенности степенью реализации профессиональных потребностей и профессиональной компетентности, на наш взгляд, частично компенсируются относительно высокими показателями такого функционального компонента профессиональной востребованности, как самоотношение.
Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что у 32% (51 человек) наблюдается высокий уровень сформированности данного компонента, который указывает на позитивное отношение индивида к себе как профессионалу. Выпускники уверены в том, что своим трудом они могут приносить пользу другим людям. Позитивное отношение к себе обусловлено также высоким уровнем социальной поддержки: молодые специалисты удовлетворены тем, что близкие люди (семья, друзья, знакомые) проявляют интерес к их профессиональной деятельности, поддерживают и помогают в решении сложных проблем.
Рассматривая особенности группового профиля профессиональной востребованности, обратим внимание на распределение оценок по еще одному показателю. Так, установлено, что:
¨    лишь для 6% (10 человек) выпускников характерен высокий уровень сформированности такого компонента, как принадлежность к профессиональному сообществу;
¨    низкий уровень обнаружен у 12% (19 человек) респондентов;
¨    средний уровень — у 82% (129 человек) опрошенных молодых специалистов.
На наш взгляд, эти данные могут свидетельствовать не только и не столько о среднем уровне сформированности данного функционального компонента, сколько о тенденции «ухода от ответа» на вопросы соответствующей шкалы опросника или об отсутствии определенной точки зрения.
Отметим, что компонент «принадлежность к профессиональному сообществу» образуют «показатели гордости за принадлежность к профессиональному сообществу, важность осознания себя представителем определенного профессионального сообщества, удовлетворенность, что результаты деятельности приносят пользу обществу, а профессиональный опыт интересен и полезен для других» [6. С. 14]. Вероятно, большинство выпускников не чувствуют поддержки со стороны профессионального сообщества на ранних этапах своего карьерного развития или мало знакомы с теми возможностями, которые открываются для членов научных и практически ориентированных общественных профессиональных организаций.
Кроме того, в подгруппе со средним уровнем около 15% (24 человека) выпускников находятся на границе с низкими показателями. Отсюда можно сделать вывод: около трети опрошенных молодых специалистов имеют недифференцированное (либо слабодифференцированное) представление о себе как представителе определенного профессионального сообщества. С этим также может быть связано отсутствие положительного эмоционального отношения к себе и к ценностям, производимым в данной сфере деятельности.
Хотелось бы также обратить внимание на то, что показатель принадлежности к профессиональному сообществу относится к так называемому идентификационному блоку профессиональной востребованности [5]. Профессиональная идентификация определяется как объективное и субъективное (т.е. данное в переживании) единство с профессиональной группой, делом, которое обусловливает преемственность профессиональных характеристик (норм, ролей и статусов) личности; тогда как обратный процесс есть профессиональное отчуждение [7].
Мы подробно остановились на данном вопросе, т.к. считаем, что интеграция в профессиональное сообщество (в нашем случае — работа по вовлечению студентов с первых курсов обучения в вузе в деятельность профессиональных сообществ) — один из основных факторов, способствующих формированию профессиональной идентичности выпускников вузов. Как следствие, этот фактор — важный ресурс для повышения уровня профессиональной востребованности.
Обобщая результаты данных описательной статистики по группе в целом, можно сформулировать следующий вывод: для выпускников вузов, которые обучались или обучаются по финансово-экономическим специальностям, свойственен акцентуированный профиль профессиональной востребованности. В структуре группового профиля наблюдается тенденция, с одной стороны, к низким показателям по удовлетворенности степенью реализации профессиональных потребностей и профессиональной компетентности; а с другой — к высоким показателям сформированности позитивного отношения к себе как профессионалу.
 
Индивидуальный облик профессиональной востребованности
 
Анализ индивидуальных профилей профессиональной востребованности выпускников показал, что в группах респондентов как с высокими, так и низкими показателями общего уровня сформированности системы отношений к себе как значимому для других профессионалу преобладают гармоничные профили (90% и 75% соответственно). В группе же со средними показателями около 75% выпускников имеют акцентуированные профили.
Важно отметить, что в последнем случае более половины акцентуированных профилей были диагностированы в связи с присутствием в структуре профессиональной востребованности двух-трех функциональных компонентов, имеющих низкий уровень сформированности. Такие выпускники (около 20% от выборки) могут быть отнесены к «группе риска» наряду с теми молодыми специалистами, которые показали низкий уровень профессиональной востребованности в целом. Особую актуальность при оказании психологической помощи и разработке индивидуального маршрута профессионального развития в данном случае приобретает учет слабых и более развитых компонентов профессиональной востребованности.
В задачи нашего исследования также входил сравнительный анализ особенностей субъективной оценки своей профессиональной востребованности выпускниками и молодыми специалистами, работающими по специальности, и теми, кто сменил профиль деятельности.
Результаты дисперсионного анализа (с использованием F?критерия Фишера) показали, что выпускники, работающие:
¨    по специальности, демонстрируют в целом более высокий общий уровень профессиональной востребованности личности (F = 5,23, p ≤ 0,05);
¨    не по специальности в момент исследования, в системе отношений к себе как значимому для других профессионалу компоненты:
«самоотношение» (F= 3,29, p≤ 0,01), «переживание профессиональной востребованности» (F= 8,60, p≤ 0,05),  «профессиональный авторитет» (F= 6,09, p≤ 0,05), «принадлежность к профессиональному сообществу» (F= 5,48, p≤ 0,05), «отношение других» (F= 4,27, p≤ 0,05), «оценка результатов профессиональной деятельности» (F= 3,60, p≤ 0,05) имеют значимо более низкий уровень сформированности.
Полученные данные позволяют предположить, что «работа по специальности» — важный ресурс, обеспечивающий более высокий уровень осмысленности жизни, конструктивный характер совладающего поведения, а также высокие показатели адаптивности личности в целом.
В целом полученные в результате эмпирического исследования результаты подтверждают наше предположение о важности оценки и анализа психологических аспектов профессиональной востребованности выпускников вузов. Они также открывают возможности для дальнейших теоретических и прикладных разработок в контексте психологии управления профессиональной карьерой [1].
 
Роль вуза                 
 
Например, действия вуза, направленные на повышение профессиональной востребованности выпускников, могут стать важной частью карьерного тьюторинга как системы организационно-психологического сопровождения профессиональной карьеры специалиста на ее ранних этапах [3]. Целесообразно расширять деятельность центров карьеры в вузах, в функции которых входят:
¨    установка и поддержание контактов с компаниями-работодателями;
¨    проведение лекций, семинаров и мастер-классов, разъясняющих студентам перспективы их профессионального развития;
¨    организация стажировок и летних практик;
¨    содействие в трудоустройстве.
При этом знание индивидуального профиля профессиональной востребованности дает ценную информацию для решения задач профориентации и служит важным психодиагностическим инструментом при организации психологического сопровождения студентов. Особое внимание необходимо уделять «группе риска», в которую входят студенты с акцентуированным профилем профессиональной востребованности или с его низким общим уровнем (по данным, полученным на нашей выборке, к «группе риска» могут быть отнесены около 45% выпускников).
 
Заключение
 
Психологическое сопровождение, целью которого является повышение общего уровня профессиональной востребованности выпускников, может проводиться как в индивидуальной (консультирование), так и в групповой (тренинг) формах.
Задача тренинга профессиональной востребованности — создание условий для профессионального самоопределения (осознания своих профессиональных возможностей, интересов и ценностей), самоорганизации (приобретение и расширение профессионального опыта), определения путей вхождения в профессиональное сообщество, создания позитивных образов и перспектив дальнейшего профессионального и карьерного развития, развития навыков эффективной самопрезентации и трудоустройства. Практика индивидуального консультирования должна быть ориентирована, прежде всего, на помощь выпускникам в самостоятельном и ответственном построении своего профессионального будущего: реализации активных стратегий карьерного развития, предполагающих повышение профессиональной квалификации, саморазвития и постоянного поиска новых способов достижения своих профессиональных целей, а также использовании активных стратегий выхода из профессионально трудных ситуаций.
 
Литература
1. Березовская Р.А. Психология профессиональной карьеры. — СПб: Изд?во С.?Петерб. ун?та, 2012.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. — М.: Академия, 2006.
3. Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. — СПб.: Речь, 2007.
4. Рикель А.М. Профессиональная Я?концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. — [URL]: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/486-rikel17.html
5. Харитонова Е.В. Социально-профессиональная востребованность личности на этапах жизненного и профессионального пути. — Краснодар: Кубанский гос. ун?т., 2011.
6. Харитонова Е.В., Ясько Б.А. Опросник «Профессиональная востребованность личности»: методическое руководство. — Краснодар: Кубанский гос. ун?т, 2009.
7. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность. Теория и методы диагностики. — М.: МПСИ, 2007.


[1] Степень обоснованности и достоверности результатов исследования подтверждены статистической обработкой полученных данных: произведен расчет первичных статистик (среднее значение, стандартные ошибки, стандартные отклонения) и дисперсионный анализ. В качестве инструментов обработки данных были использованы статистические возможности программ Microsoft Excel и SPSS (Версия 12.0).