Психология правовой культуры подрастающего поколения
В статье рассматривается психология правовой культуры подрастающего поколения, дана характеристика правовой культуры личности и выделяются основные психологические механизмы интериоризации правовых норм.
Ключевые слова: личность несовершеннолетнего, культура, правовая культура, правовое поведение.
Человек как социальное существо не является зеркальным отражением общественных отношений. Обладая индивидуальными свойствами, воспринимая различные и противоречивые импульсы среды, у каждого человека складываются специфические особенности, отличающие его от любого другого человека. Человек — не пассивный объект среды, а ее активный участник. В изучении правовой культуры личности, особенностей ее развития и функционирования необходимо обратиться к психологическим свойствам личности, в которых реализуется субъективная связь личности с внешней средой, где находят выражение индивидуальные цели, потребности и интересы.
Психология поведения подростка
Ученые разных эпох постоянно обращались к психологическим основам поведения человека. Например, Аристотель в основу человеческих добродетелей положил волю, которая определяет способность человека руководить своими действиями. В раскрытии психологических основ поведения человека сложилось два основных направления: сенсуализм (делал акцент на эмоциональных механизмах субъективности) и рационализм (акцент на разуме). Каждый из этих направлений внес существенный вклад в познание человека, но, преувеличивая ту или иную сторону (чувства или разум), они в определенной степени искажали действительность. В истории науки проявилась тенденция противопоставления психологических начал поведения социальным нормам и требованиям культуры. Основатель психоанализа З. Фрейд считал, что в человеческой психике доминируют инстинкты, именно они, прежде всего, определяют поведение человека. Рассмотрение социально-психологической деформации как причины противоправного поведения нашло широкое освещение в отечественной науке, в работах Ю.М. Антоняна, С.А. Беличивой, А.И. Долговой, В.Н. Кудрявцева, А.Е. Личко и др.
Особенности психофизиологического развития подростков и некоторые отклонения от норм данного возраста могут рассматриваться в качестве предпосылок правового развития. Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные особенности, которые зависят не только от окружающей среды и условий воспитания, но и от особенностей организма или личности подростка. Поведение и поступки несовершеннолетних в этом возрасте носят уже сознательно-волевой характер. Однако физическое и нравственное развитие подростка еще не завершено, и это отражается на характере его поступков. В психологии доказано, что наблюдается диспропорция физического и социального созревания подростка с явным преобладанием темпа физического развития. Эта диспропорция создает дополнительные психологические трудности и во многом определяет особенности психики и поведения подростков. Из всех переживаемых ребенком кризисов роста кризис подросткового переходного возраста является наиболее трудным. Для подростков характерны повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, неадекватные эмоциональные реакции, непредсказуемость настроения. Изменяется характер взаимоотношений со сверстниками, обостряется стремление к самоутверждению, возникают серьезные проблемы в сфере взаимоотношений полов.
В этом возрасте отчетливо обнаруживаются психические отклонения, которые окружающими могут приниматься за хулиганские поступки, распущенность, аморальное поведение. Такому поведению подростка могут способствовать неблагоприятные условия воспитания в семье, грубое обращение, ущемление чувства собственного достоинства. Среди подростков распространены различные нервно-психические заболевания. Отклонения в поведении подростков тесно связаны с акцентуациями характера, т.е. крайними вариантами нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий.
Исследования А.Е. Личко выявили зависимость между акцентуациями характера и основными формами девиантного поведения. Так, например, правонарушения наиболее распространены среди подростков с эпилептоидными, эксплозивными, неустойчивыми, гипертимными и истероидными чертами характера, редко наблюдаются у шизоидов, при эмоционально-лабильном типе и практически отсутствуют у психостеников, астеников и подростков с сенситивным типом особенностей характера. По данным А.Е. Личко, делинквентное поведение отмечается у 40% подростков, наблюдавшихся по поводу нервно-психических нарушений без психоза, главным образом при психопатиях, акцентуациях характера[1].
Подростковому возрасту присуща повышенная эмоциональная возбудимость, некоторая неуравновешенность характера, быстрые смены настроения и форм поведения. Эти особенности характера связаны с повышенной импульсивностью. Импульсивные действия характеризуются сравнительно малой степенью сознательного контроля. В подростковом возрасте слабее развита система «сдержек» и сознательный контроль над своим поведением, поэтому подростки не любят тратить время на раздумья и колебания, а быстро переходят к делу. Эти качества нередко приводят к противоправному поведению или используются взрослыми антиобщественными элементами, которые, зная о возможно необдуманных поступках со стороны несовершеннолетних, выбирают подходящий момент и вовлекают их в совершение преступлений. Повышенная активность и возбудимость нередко делают подростка неразборчивым в выборе знакомств, побуждают вступать в случайные конфликты.
Исследования психологов показывают, что подросткам свойственно стремление к самостоятельности. На основе опыта старших подросток получает наглядный пример, как действовать в той или иной обстановке, как решать возникшие перед ним вопросы самостоятельно. Безразличие родителей к воспитанию подростка толкает его на поиски авторитетных лиц, с которыми можнообщаться на стороне. Поэтому безнадзорные подростки легко попадают под влияние антиобщественных элементов, в частности из числа старших сверстников. Попав в такую среду, несовершеннолетний начинает перенимать отрицательные тенденции в поведении — грубость, развязность, курение, употребление спиртных напитков и др., считая, что это делает его самостоятельным и взрослым.
Несовершеннолетний не только пытается самостоятельно осмыслить и решить возникшие перед ним проблемы, но и стремится завоевать уважение в своем кругу. Как правильно отмечается в психологической литературе, потребность трудного подростка сохранить благополучные взаимоотношения с группой, но отсутствие при этом адекватных средств к достижению этой цели ведет нередко к отрицательным способам поведения вплоть до утверждения своей личности путем хулиганства. Причем несовершеннолетнего не интересует, какой вред будет причинен его действиями и какие последствия при этом наступят. Единственно, чего он желает — привлечь внимание к своей личности, показать свое превосходство над сверстниками, создать определенное впечатление в группе.
В подростковом возрасте обострена боязнь прослыть слабым. Несовершеннолетние готовы на совершение самых невероятных поступков, лишь быдоказать свою зрелость. Особая податливость и способность к подражанию связаны с характерной для некоторых подростков чертой — робостью и застенчивостью. Такие подростки податливы отрицательному влиянию. Некоторым подросткам свойственны грубость, дерзость, раздражительность. Эти качества оказывают влияние на совершение противоправных действий, связанных с нарушением общественного порядка, которые могут последовать из-за неправомерных действий потерпевших, в связи с непониманием некоторых моральных категорий, в результате переутомления и др. Распространенным в этом возрасте недостатком поведения является упрямство. Подросток находится в положении «маргинальной личности», он уже не ребенок, но еще не взрослый. Характерными чертами маргинальной личности является эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость, агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним определениям и оценкам. Категоричность оценок у подростков уживаются с постоянными сомнениями и неуверенностью в правильности своих поступков. Недостаточный жизненный опыт, незавершенность формирования социальных установок, повышенная внушаемость, ориентация на неформальную группу, стремление показать себя слишком взрослым, демонстрация независимости и другие возрастные особенности несовершеннолетних оказывают влияние на особенности их правонарушений [2].
Мотивация правового поведения через социализацию
Возрастные особенности, нервные и психические заболевания сами по себе не порождают противоправного поведения. Только при наличии антисоциальной направленности личности подростка, обусловленной особенностями его жизни и воспитания, они могут способствовать совершению преступления или иного правонарушения. Личностные качества имеют свои возрастные особенности, которые присущи в той или иной степени всем подросткам, но далеко не всегда играют решающую роль в мотивации преступного поведения.
Мотивация правонарушений несовершеннолетних более ограничена по содержанию, чем у взрослых правонарушителей. Эти особенности определяются социально-ролевыми и социально-психологическими особенностями несовершеннолетних. Многие правонарушения совершаются из-за озорства илилюбопытства, желания показать силу, ловкость, смелость, утвердить себя в глазах сверстников, получить их призвание, желание приключений и острых ощущений.
Современная социализация оказывает противоречивое влияние на мотивационно-волевую сферу личности. В условиях плюрализма нормативных систем нарушается целостность воздействия социальных норм на индивида. Определение этих норм в большей мере становится делом самого индивида. Личность, глубоко усвоившая групповые нормы, обычно приспосабливает к ним свои индивидуальные потребности и притязания: человек хочет в основном того, что принято хотеть или иметь в рамках его группы. Ослабление этой системы как бы освобождает индивидуальные потребности: они устремляются к видам деятельности, благам, статусам, далеко выходящим за рамки наличных, заданных реальными условиями и образом жизни индивида. Следствием этой новой социально-психологической ситуации является рост самостоятельности индивида в определении потребностей. Для молодых людей, не имеющих жизненного опыта, «освобождение» от социальных норм создает реальную угрозу утраты ясных ориентиров поведения в обществе. Общественные противоречия значительно затрудняют развитие социально ориентированной личностной мотивации. У определенной части молодежи усиливается ориентация на «гедонистическое самоуслаждение» — положительные эмоции теряют свою связь с содержанием, предметными потребностями и превращаются в самоцель. Подобная ориентация становится мотивационной основой молодежных сообществ и соотносится с особым типом культуры, в котором доминирует чувственность, сильные сенсорные ощущения, заглушающие потребности в красоте, смысле. Этот тип мотивации — один из источников молодежной наркомании, алкоголизма и безмотивной преступности [3].
Правовое поведение личности определяется взаимодействием различных внутренних и внешних побудительных сил. Внутренними побудительными силами являются потребности, мотивы, интересы, стремления, ценностные ориентации, идеалы и т.д. Глубинным источником деятельности являются потребности личности. Личные потребности включают:
материальные потребности (физиологические, биологические);
духовные потребности (интеллектуальные);
социальные, связанные с отношением человека с другими членами общества и с отношением его к самому себе.
В процессе социализации личности потребности претерпевают качественное преобразование. Под влиянием действующих в обществе культурно-исторических стандартов, социальных норм изменяются направление, содержание и способы удовлетворения потребностей. Потребности только тогда становятся внутренним побудителем и регулятором, когда осознаются личностью. В этом случае потребности приобретают форму интереса к тем или иным видам деятельности, объектам, предметам. В момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание потребности, в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив — это опредмеченная потребность. Мотивы порождают действия, т.е. приводят к образованию целей, а цели всегда осознаются. Сами мотивы осознаются далеко не всегда. Неосознаваемые мотивы представлены в сознании в особых формах: эмоциях и личностных смыслах. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Личностный смысл — это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в сфере действия ведущего мотива. В правовом поведении существенное значение также имеет установка личности как готовность субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении.
В процессе социального поведения личности установка определяет направленность личности и одновременно выступает как отношение действующего индивида к другим людям и объектам окружающей среды. Правовое поведение нельзя объяснить только индивидуальным. Оно включает в себя элементы социальных отношений. Потребности, их природа и способ удовлетворения ставят индивидов в зависимость друг от друга и обусловливают объективную необходимость их взаимодействия, вызывая к жизни социальные отношения. Механизмы перехода от индивидуальных к социальным отношениям обусловлены главным образом характером взаимодействия личности и социальной системы.
Социальное поведение человека в значительной мере складывается из реакции человека на мнение о нем окружающих людей, причем это мнение оказывает серьезное влияние на формирование индивидуального сознания. Важнейшим критерием, по которому человек судит о себе, являются реакции окружающих его людей. Тем самым социальная группа не только навязывает индивиду определение его как личности, но и обеспечивает его принятие.
Результаты исследования показывают, что большинству несовершеннолетних правонарушителей свойственны дефекты правосознания, проявляющиеся от незнания нормы до ее сознательного нарушения. Многие подростки имеют асоциальные установки, проявляют повышенную агрессивность и конфликтность. Несовершеннолетние правонарушители значительно отстают от своих сверстников по культурно-образовательному уровню. Для несовершеннолетних правонарушителей свойственны следующие деформации мотивов поведения:
приоритет примитивных потребностей, гиперболизация отдельных из них и выдвижение на первый план псевдопотребностей;
определенные асоциальные варианты поведения доведены до стереотипа, недостаточно осознаваемой привычки;
в мотивации нередко доминирует давление извне: требования и ожидания референтной группы;
недостаточная информированность о правовых нормах;
противоречивая мотивация: подросток понимает свою вину, но слабый волевой контроль, влияние референтной группы, нехватка внутренних способностей противостоять обстоятельствам делают его несамостоятельным в выборе поступка [4].
Как известно, поведение человека бывает полимотивированным, одновременно человек может преследовать различные цели. Нравственно зрелый человек осознает, как в данной ситуации поступить правильно, соизмеряет различные мотивы. У подростков, в силу их возрастных особенностей, часто отсутствует система соизмерения мотивов.
Профилактика правонарушений —увидеть личность в подростке
Важнейшим условием формирования демократической правовой культуры является становление адекватной Я?концепции и, прежде всего, самосознания личности. Я?концепция — это относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Самосознание, появление которого означает «второе» рождение личности. Самосознание — это образ себя и отношение к себе. Главные функции самосознания — познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни. Познание себя является очень сложной и субъективно важной задачей. В подростковом возрасте начинается осознание «духовного Я», т.е. своих психических особенностей, характера, нравственных качеств.
Именно в этом возрасте начинает формироваться «идеальное Я», осознанный личный идеал. Развитие самосознания происходит в условиях конфликтов, порождаемых как внешними условиями, так и собственными мотивами личности. Образ собственного Я, целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, выступает как установка по отношению к самому себе, что проявляется и в отношении к другим людям.
Важнейшей характеристикой правовой культуры личности является ответственность, именно ответственность отличает социально зрелую личность. Впсихологии для характеристики ответственности используется теория локуса контроля, первоначально разработанная в трудах Дж. Роттера.
Локус контроль
Представляет собой качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля), либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля). Локус контроля является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации. С помощью специальных методик психологи экспериментально доказали, что люди, обладающие внутренним локусом контроля, склонны к самоанализу, уравновешены, общительны, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему локусу контроля связана с такими чертами, как неуравновешенность, тревожность, подозрительность и агрессивность.
Исследования показывают, что интернальность коррелирует с социальной зрелостью и просоциальным поведением. Экстернальность корреляционно связана с недостаточной социальной зрелостью и асоциальным поведением. По исследованиям А.А. Реана, подавляющее большинство исследуемых делинквентов (84%) относятся к экстерналам и лишь 16% из них имеют внутренний локус контроля. А.А. Реан показывает, что экстернальность в определеной степени является причиной делинквентности. Каждый человек нуждается в проявлениях уважения окружающих. Блокирование реализации этой потребности является мощным фактором дистресса (психического перенапряжения), человек нуждается в признании, он не может выносить постоянных порицаний. Вместе с тем, доказанным фактом является то, что большинство делинквентов в детском и подростковом возрасте испытали эмоциональную депривацию. Потребность в уважении для большинства подростков — делинквентов становится дефицитом. Желание выйти из состояния стресса сопровождается желанием перенести вину на окружающих.Постепенно это состояние становится установкой поведения.Поведение подростков тесно связано с волевыми качествами. Эти волевые качества характерны для всех видов деятельности (учение и труд, спорт, общественная работа) [5].
В науке выделяются основные психологические механизмы интериоризации правовых норм:
имитация, т.е. осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;
идентификация, т.е. «заражение», «подражание», усвоение чужих моделей поведения, установок, ценностей как своих собственных;
чувство стыда — механизм запрета определенного поведения, возникающее из-за того, что могут быть наказания, осуждения;
чувство вины, в основе которого лежат внутренние переживания несоответствия поведения собственным представлениям о должном, правильном.
К стихийным механизмам формирования личности относится достаточно общий механизм сдвига мотива на цель и более специальные механизмы идентификации и освоения социальных ролей. Это стихийные механизмы потому, что субъект, подвергаясь их действию, в полной мере не осознает их и сознательно ими не управляет. Они господствуют в детстве до подросткового возраста и в дальнейшем продолжают участвовать в развитии личности.
Важнейшим аспектом правовой инкультурации является проблема отчуждения. В современной научной литературе выделяются различные аспекты отчуждения личности в обществе: отстранение, замкнутость, уход от мира. Отчуждение — это отвержение, неприятие социальных норм и требований, это и своеобразные суррогаты, имитации выполнения этих норм, демонстрируемые ребенком на публику. В.В. Абраменкова рассматривает психологический механизм отчуждения в противопоставлении с идентификацией. Гиперболизация двуединого процесса идентификации-отчуждения ведет к патологической однобокости личности: или к ее полной растворенности в окружающем, бездумном принятии, усвоения всего без разбора, или же другая крайность — неприятие, отрицание, тотальное отчуждение и эгоизм. В психологическом плане отчуждение понимается как проявление таких отношений субъекта к миру, при которых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы как носители норм, установок и ценностей представлены в сознании субъекта различной степенью противоположности ему самому (от несходства до неприятия и враждебности), что выражается в соответствующих переживаниях субъекта (чувства обособленности, одиночества, отвержения, потери «Я») [6].
Заключение
Итак, психические процессы играют существенную роль в поведении людей, но не они определяют сущность личности, а следовательно, и поведение. И в то же время социальная сущность человека не умаляет биологических и психологических компонентов. В процессе формирования личности, оценки ее поведения следует принимать во внимание биогенетические факторы, рассматривая их не как определяющие, но значимые. Отклонения от нормального биологического и психологического развития препятствуют правильному восприятию и выполнению социальных программ.
Данные психологии, психофизиологии, психиатрии, криминологии дают основание считать, что ослабление или искажение психической деятельности любого происхождения способствует возникновению негативных черт характера, и вместе с тем ведет к снижению волевых процессов, ослаблению сдерживающих контрольных механизмов. Эти черты препятствуют нормальной социализации личности, повышают вероятность ведения антиобщественного образа жизни, совершения противоправных деяний.
Значимость психологических факторов в механизме правонарушения возрастает в современных условиях, характеризуемых общей психической напряженностью, увеличением количества эмоционально-стрессовых расстройств, состояний психической дезадаптации. Однако это вовсе не означает, что аномалии психики являются причиной совершения преступлений. Разумеется, такие аномалии могут способствовать противоправному поведению, но лишь в качестве условия. Предопределяют совершение преступления в первую очередь неблагоприятные социальные условия формирования индивида и воспитание, порождающие криминогенные личностные черты.
Литература
1. Личко А.Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — М.: Медицина,1993. — С. 256.
2. Дилигенский Г.Г. Перестройка и духовно-психологические процессы в обществе // Вопросы философии. — 1997. — № 9.
3. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред В.Я. Ядова. — Л., «Наука»; Ленинградское отделение, 1979. — С. 264.
4. Миньковский Г.М. Вопросы обеспечения эффективности индивидуальной профилактической работы // Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. — М., 2008.
5. Реан А.А. Человек как субъект воспитания // Классный руководитель. — 2002. — № 5. — С. 88.
6. Абраменкова В.В. Проблема отчуждения в психологии // Вопросы психологии. — 1990. — № 1. — С. 7.
[1] Акцентуация характера подростков — это крайнее проявление нормы, за которой начинаются патологические явления, психопатия [1].