Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Историческая сущность социализации студентов. Cтатья вторая

    Предпринята попытка рассмотреть концепцию, подходы, определения, типы, основные направления и особенности исторической социализации студентов в постсоветский период. Особое внимание уделено роли и месту исторического компонента ВПО в профессиональном, духовном, социальном и гражданском формировании специалистов.

Ключевые слова: историческая социализация, идентификация личности, общественное самосознание, актуализация исторических знаний, функции исторических знаний, исторический компонент ВПО.
 
Испытание историей
Актуализация исторических знаний — путь в будущее осознавшей себя России. Возрастание роли и значения исторических знаний объективно определяется гуманитарным, духовно-нравственным, культурным, социально-гражданским и цивилизационно-государственным содержанием их важнейших функций — научно-познавательной, интеллектуально-развивающей, мировоззренческой, воспитательной, социальной памяти, идентификации, практически политической и прогностической.
Комплексным, системным, интегративным характером исторических знаний обусловлено и то, что и современность, и будущее познаются и созидаются на основе понимания истории, ее основных факторов, вызовов, особенностей, процессов, смысловой повторяемости, закономерностей, противоречий, тенденций, опыта и уроков. Это закономерно, т.к. научное историческое сознание учитывает влияние на исторический процесс его базовых факторов, имманентных им его системообразующих, ведущих, компенсационных, цивилизационных и других факторов, а также их многообразных взаимовлияний.
Закономерно и то, что отношение к прошлому определяет отношение к настоящему и предопределяет взгляд на будущее. Иными словами, само «понимание современности определяется пониманием истории в траектории предшествующего развития»[1] с учетом императивов исторической лоции, в которой настоящее — реализация тенденций и возможностей прошлого и вместе с тем — видимое, мнимое постоянство, тут же становящееся реальностью прошлого. В этом смысле, согласно классическому суждению, «кому принадлежит прошлое, тот владеет и будущим», т.к. «судьбы народа сокрыты в его истории. И мы должны научиться читать и разуметь молчаливые глаголы нашего прошлого»[2].
Настоящее — лишь миг, постоянны только прошлое и будущее. Прошлое открывает, пролагает путь в будущее, поэтому оно никогда и никому не прощает своего поругания и забвения своих уроков, «проучивает за невежество и пренебрежение» к ним[3] вечной платой по счетам истории жизнью людей. Испытание историей существенно актуализирует способность человека вспоминать, изучать, постигать, беречь прошлое и тем самым сохранять то, что было, как фактор грядущего. Сохранение традиций — сохранение культуры, цивилизации.
 
Предмет и методы познания
Раскрывая эту закономерную, «почвенную», «генетическую» связь времен, смысл и назначение истории, немецкий мыслитель Карл Ясперс писал: «Настоящее совершается на основе исторического прошлого, воздействие которого мы ощущаем на себе»[4]. Трудно не согласиться и с выводом крупного историка ХХ в. Фернана Броделя: «Мне бы хотелось, чтобы специалисты в области общественных наук видели в истории исключительное средство познания и исследования. Разве настоящее не находится более чем наполовину во власти прошлого, упорно стремящегося выжить? И разве не предоставляет прошлое посредством своих закономерностей, своих различий и своих сходств ключ, необходимый для всякого серьезного понимания настоящего»[5].
В исторической концепции В.О. Ключевского «содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жития человечества в его развитии и результатах».[6]
Большой силой жизненности и конкретности обладают заключительные, методологически важные для исследуемой проблемы выводы И.О. Ключевского о предмете и методах исторического познания: «Историческая индукция — в изучении общественных явлений; ее основа — внушаемая природой нужда друг в друге. Метод — народно-психологическое чутье»[7]. «Явления человеческого общежития регулируются законом достаточного основания». «История — процесс не логический, а народнопсихологический, и в нем основной предмет научного изучения — проявление сил и свойств человеческого духа, развиваемых общежитием»[8].
История в определенном смысле — «генетика» и «физиология» социальных организмов. Целостное, системное, объективное изучение истории на основе адекватных ей методов и понятий объясняет глубже то, что происходит, чем наблюдение только современных событий, т.к. генезис системы определяет ее функционирование, и современные события — не субстанции (сущность), а функции, результат взаимодействия субстанций. Генезис исторической системы служит аргументом, независимой переменной величиной, от которой зависят функции современных событий.
Все это говорит о том, что невозможно понять настоящее во всей сложности и противоречивости составляющих его процессов без выяснения природы и закономерностей развития их исторических корней. Поэтому важнейшей функцией исторической науки является подготовка этого фундамента конкретно-исторических фактов, тенденций, процессов, закономерностей, методологии и методов изучения пространственно-временных социальных явлений и для всех других общественных наук.
 
Ведущий фактор социализации личности
 
История — колоссальный массив духовно-нравственного, культурного и социального опыта человечества, накопленный многими и многими поколениями. Историческая наука, делая доступной эту копилку человеческого опыта, является важным компонентом взаимодействия человека с миром.
В век всемогущества тотальных массмедийных систем, «девятого вала» массовой псевдокультуры и дезинформации как основного оружия современных войн за умы и души людей, историческое сознание является системообразующим социальным стержнем единства высших духовных чувств (нравственных, эстетических, познавательных) и разума человека. Оно противостоит разрушению духовных сил, жизненных идеалов, целей и ценностей личности, формированию массового псевдокультурного провиденциального, инфантильного, конформистского сознания, его уходу в виртуальный мир, попыткам перекодировки исторической памяти.
Массовая культура — навязываемый народам суррогат самосознания. С помощью ее механизмов можно объединять и властвовать, не считаясь с различиями, противоречиями и конфликтами, подавляя то, что их раскрывает — волю и самосознание.
Исследователи социальных последствий НТР предупреждают об опасности влияния виртуальной реальности, мира киберпространства на усиление тенденций «асоциальности», «социальной деградации», «регрессивной эволюции человеческой социальности» до уровня «социорептилии»; «дегуманизации», опустошения души, обезличивания, формирования нелюбви к человеку, обществу, труду; потери «культуры совести», способности самоанализа, сомосознания. Эта опасность аутизма[9] связана с тем что «виртуальность тоже отключает неокортекс и лимбический мозг (высшие отделы мозга человека и млекопитающих), сохраняя (и могократно усиливая) значение самой древней части мозга, ведающей «агрессивно-послушным» поведением»[10].
Асоциальность многообразных негативных последствий НТР и становления потребительского общества повышает роль формирования исторического сознания как ведущего фактора социализации личности именно в живом, а не виртуальном общении с другими личностями. «Идеалы и вообще духовный опыт понятийно-логически не передаются, ими люди «заражают» (по термину Л.Н. Толстого) друг друга в прямом общении и через искусство»[11].
Исторический компонент профессионального образования генерирует через названные высшие отделы мозга духовно-нравственные качества личности, ее волевые, целеполагающие, познавательные усилия, сопереживания, яркие эмоции, связанные с радостью открытия нового, с эстетическим восприятием мира, альтруистским поведением, креативностью, творчеством. Такие качества кадров специалистов необходимы стране для перехода на диверсификационный и инновационный путь развития экономики знаний.
Прошлое — точка отсчета в самоопределении молодежи, естественно стремящейся в диалоге с прошлым обрести смысл жизни, энергетику и креативную силу времени, историческую энергию отсроченных перемен и осознанного выбора, пассионарность новой эпохи, свой моральный, духовный суверенитет и деятельностный потенциал, собственное социальное бытие, право на историческую, национальную память, осознание и ощущение своей причастности к великой истории страны, силу и прочность убеждений созидательного идеала веры в Родину, радость ее духовного обретения, моральное, идейное здоровье национального самосознания, национального достоинства.
Каждое новое поколение задает миру свои вопросы. Передаваясь от поколения к поколению, исторический опыт каждый раз осмысливается заново с учетом нового опыта, вызовов времени, потребностей жизни, общественной практики. Актуализация разных сторон исторического опыта — естественный и непрерывный процесс поиска в истории ответов на мучительные вопросы современной жизни.
Учитывая, что новое — понятое старое, мы внимательнее вглядываемся в великий и противоречивый опыт отечественной цивилизации. Его нельзя рассматривать вне жестких исторических вызовов и угроз, определявших способы сохранения, сплочения и модернизации Отечества, в т.ч. и мобилизационные. Они еще могут быть востребованы при навязывании государству геополитической конфронтации.
Сложные проблемы развития страны, ее национальной безопасности и самоопределения молодежи в условиях глобализации и складывания открытого, потребительского, информационного и гражданского общества, их вызовы, угрозы и противоречия объективно, закономерно повышают роль и значение исторического компонента профессионального, духовного, социального и гражданского формирования специалистов. Особая роль исторической составляющей профессионального образования детерминируется и нравственным законом жизни, воспроизводства, выживания общества, цивилизации, государства, требующим создания преданных им профессиональных элит мирового уровня. Эту закономерность подтверждает цивилизационная концепция истории, в которой критерий прогресса — нравственный прогресс; регресса — потеря народом своего достоинства.
 
Базовый предмет образования
История, методология ее изучения, ее законы и фактологическая сторона являются фундаментом, на котором зиждятся все науки об обществе: философия, политология, экономика, социология, культурология, психология и др. По сравнению с другими конкретными социально-гуманитарными науками история выступает как наука комплексная и интегративная. Она имеет дело со всеми общественными явлениями, которые изучаются этими науками.
В любом историческом исследовании ученый предстает в нескольких ипостасях: историка, социолога, экономиста или политолога, психолога, философа, юриста, искусствоведа и др. Историк должен владеть теорией, методологией и методикой познания и тех наук, проблемы которых ставит и пытается исследовать. Вместе с тем методология истории своеобразно аккумулирует многие понятия о современном мире из названных выше областей знаний.
Историю как науку относят к гуманитарным знаниям, хотя она изучает не только деятельность исторических личностей, творцов и актеров исторической драмы, но и ситуации, отношения, процессы, социальное поведение отдельных групп и слоев населения, объективный ход исторических событий, причинно-следственные связи и сущность исторических явлений, их тенденции и воплощения, скачки в развитии и эволюционные изменения, уникальные и типичные события. Гуманизация образования — очеловечивание, одухотворение личности посредством истории и формирования у студентов научного исторического сознания.
Многообразные, ответственные и интегративные функции исторического компонента профессионального, духовного, социального и гражданского формирования специалистов объективно, закономерно позиционируют курс истории как базовый предмет профессионального образования. Так же как и другие базовые предметы — математика, физика, химия, — он требует циклического, все более углубленного изучения на всех уровнях и профилях образования.
В вузе реализуется цикл перехода от школьного курса фрагментарных исторических знаний хроники событий к обобщенным, целостным, системным, научным знаниям, которые раскрывают неоднозначные, противоречивые исторические процессы, их содержательный смысл, цели и идеалы жизни человека в обществе, формируют личность, ее историческое национальное самосознание, гражданственность и достоинство, передают духовное наследие исторического опыта.
Обязательность исторического компонента подготовки специалистов любого профиля детерминируется и невозможностью заключить их знания об обществе в область лишь логико-абстрактно-теоретического, лишить молодых людей возможности формирования историзма мышления, преимуществ воспитания живой историей с ее органическими базовыми особенностями, коллизиями и судьбами, уроками и опытом. Учитывая эту живую связь времен, В.О. Ключевский писал: «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу»[12].
Изучение истории продиктовано необходимостью формирования у современного специалиста исторического мышления, исторического сознания, которое позволит ему иметь научное представление об историческом пути развития человечества, историческом месте России в мировом сообществе, сложности и путях решения проблем ее исторического выбора, модернизации.
 
Императив времени
Повышение роли курса истории в системе высшего образования определяется тем, что в современных условиях острой общественной потребности в заполнении явных пробелов исторического образования и просвещения, возрождения прошлого из мнимого небытия и очищения знаний о нем от догм и искажений изучение истории становится для граждан России, в первую очередь студенческой молодежи, нравственным и гражданским императивом времени.
Сегодня историческое образование имеет существенное значение в исполнении личностью и обществом в целом роли гуманитарного интеллектуального потенциала, являющегося главным богатством нации, гуманистической культуры — доминанты современной цивилизации. Курс истории — часть профессиональной подготовки специалистов, т.к. без знания особенностей общества невозможно себя реализовать и профессионально. История дает социализацию будущему специалисту, т.е. знание среды, в которой он будет работать.
Поэтому деятельность преподавателя истории граждански очень важна и ответственна. Но выполнять эту функцию сегодня сложно не только в связи с трудностями в развитии общества, но и самой исторической науки. Это еще в большей мере повышает роль и значение подготовки и переподготовки преподавателей истории, в профессиональной деятельности которых органичны как интеллектуальные, так и высокие нравственные, духовные начала.
Объект истории — исторический процесс как объективная реальность. Предмет — его закономерности, тенденции, способы и модификации их проявлений. История — генезис настоящего и будущего. Поэтому «предмет истории — то, что не проходит в прошедшем как закон» (В.О. Ключевский). Историки изучают историю для того, чтобы ее понять и объяснить, а не для того, чтобы ее осудить или оправдать. «Раскрывая смысл великого жизненного пути нации», историк показывает «человеку ту великую преемственность, где судьбы и страдания предков и сегодня и впредь будут влиять на судьбы отечества».
 
Цели и задачи курса истории
Цели курса истории — анализ ее социального и политического опыта на переломных рубежах исторического развития, когда в концентрированном виде проявились назревшие противоречия в обществе; изучение процесса становления и развития цивилизаций и государственности, основных, постоянных факторов, особенностей, закономерностей и противоречий национальной истории, альтернатив исторического пути российского общества и государства.
Задача курса истории — дать студентам более глубокую историческую подготовку, понимание социального значения конкретных событий, объективного содержания современных процессов, происходящих в мире и в стране, в контексте опыта как всеобщей, так и отечественной истории. Курс «История» нацелен на то, чтобы повысить политическую, правовую, гражданскую и духовную культуру его слушателей; помочь молодым специалистам лучше подготовиться к активному участию в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества.
Формирование исторического сознания — фундамент национального, патриотического и интернационального воспитания, а также нравственных идеалов. Историческое образование — основа гуманитарной подготовки специалистов, а стало быть, и творческого усвоения ими общественных и всех других наук. Оно занимает особое место в мотивации деятельности людей, в т.ч. образовательной, т.к. ориентировано на высокие общественные идеалы, жизнеутверждающее величие исторического времени, креативную силу знаний.
Основа успехов в изучении и преподавании истории — стремление к истине. Время — объективный судья, но история ангажируется современностью. Поэтому на пути к историческим знаниям «первая задача истории, — как утверждал еще М.Т. Цицерон, — воздержаться от лжи; вторая — не утаивать правду; третья — не дать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или предвзятости».
Каждое новое поколение задает истории свои вопросы, всматривается в историю, как в зеркало, ища ответы на сегодняшние проблемы. Поэтому смысл истории неотделим от переживаний современников. При изучении ее курса слушатели основательно знакомятся с представлениями о социальных, политических и культурных ценностях, в т.ч. прошедших апробацию веками, и получают возможность сделать их выбор для себя.
Курс «История» базируется, прежде всего, на плодотворных исследованиях обновляющейся историографии. Главная особенность этого обновления состоит в том, что современная историография отражает все истинно научные достижения исследователей разных направлений, разных периодов, в т.ч. работы зарубежных ученых различных исторических школ.
Ускорению обновления исторических знаний содействовало введение в научный оборот массы новых источников, в т.ч. закрытых прежде архивов. Основа успехов в изучении и изложении курса — использование наряду с историко-генетическим, историко-типологическим, историко-системным, проблемно-хронологическим, сравнительно-историческим, ретроспективным и другими методами изучения истории его современных подходов и концепций, научной методологии системного диалектического анализа, широкого круга источников, общенаучных и специфических методов познания. Изучение человеческой драмы, ставшей историей, на основе новой парадигмы исторической науки, антропологизированной истории, сделает наше прошлое предсказуемым и станет увлекательнейшим занятием для студенчества.
Представленный курс несет не только научно-познавательную, интеллектуально-развивающую и мировоззренческо-воспитательную функции, но и дает практическую ориентацию. Курс истории способствует нравственному развитию личности, формированию исторического сознания, политической и правовой культуры, гражданственности, интернационализма и патриотизма, понимаемого как служение своему народу и Отечеству. Изучение этого курса помогает социальному самопознанию, сохранению и упрочению ценностных ориентаций личности, развитию ее самостоятельного творческого мышления, мотивов, навыков и умений активной общественно полезной деятельности. История страны формирует дух общества, дух нации, ее самосознание, достоинство, историческую ответственность граждан, что является базой построения новой России, самовосстановления державы с опорой на свои ресурсы, на свой народ, на свою историю.
 
Назад в будущее
Страна не может полноценно жить и развиваться в разорванном историческом поле. «Либо наша история будет единой, открывающей перспективу для всех, а не только для избранных, либо она трагически пресечется в самой неожиданной для сегодняшних «победителей» момент», — предупреждал великий русский философ и политолог А.С. Панарин[13].
Чтобы отойти от пропасти, надо осознать уроки истории. Разорванность исторического сознания ведет к тяжелым, органическим деформациям настоящего, конфликту сразу нескольких поколений в основных вопросах нравственности, социального, экономического и политического развития общества. В этих условиях повышение роли и значения исторического компонента профессионального образования определяет и то обстоятельство, что работа, которую когда-то выполняла литература, формируя историческое сознание, беря на себя роль учителя нравственности, сегодня ею решительно оставлена.
Постмодернистская эстетика провозглашает бегство от истории, приветствуя искусство без «почвы и судьбы», тогда как в подлинном искусстве красота неотделима от истины и добра, правды и справедливости[14]. В этом смысле исторический постмодернизм, историческая «попса», ее подделки и поделки, изымающие из исторического материала его нравственное начало и смысл, — опасность для России: постмодернистское владение дискурсами — только подпорки к пустоте, за их правильными словами не следуют соответствующие им дела. Сбрасывая «балласт» отечественной истории за борт, как любители заоблачных путешествий мы лишь улетим подальше от забот родной земли.
Изучая и конструктивно переосмысливая историю, мы сохраняем и раскрываем корни возрождения и развития России, достойного ее роли и места в истории цивилизаций. Восстановление связи времен, единого образа России, понимания формировавших ее традиций, возвращение истории народу — важнейшая насущная национальная задача: преодоление исторического беспамятства консолидирует население в единый народ, способный делать великие дела, решать исторические задачи.
Исторический опыт убедительно доказывает, что любовь к Родине и патриотизм — прямые наследники мужественных и творческих дел предков. Исторический компонент профессионального образования формирует в новых поколениях специалистов, интеллигенции нравственное чувство долга, ответственности потомков перед величием дел предков, что является мощнейшим источником самоуважения народа, его веры в себя и противостоит вырождению народа в население, не помнящее своего исторического родства, а значит, и безразличное к своей государственности, т.е. способу существования во Всемирной истории. Исторический компонент профессионального образования — нравственный, духовный бастион государства Российского, против которого, по словам президента РФ В.В. Путина, ведется широкомасштабная война.
История открывает то, что за «горизонтом»: она учит и тому, что нельзя делать, что разрушает и уничтожает жизнь, духовные силы народа, национальную безопасность. Пока мы не забыли жертв, веры и подвига наших предков, мы несокрушимы. Но стоит нам забыть свое прошлое, как мы — ничтожное отребье недавней великой истории. Выживают лишь те народы, в которых живы память, благоговение перед свершениями предков. Как и повсюду в мире, расстаться с памятью, забыть завет прошлого — означает уйти в безвременье.
 
Заключение
С летописных и былинных времен на Руси память о предках, историческая память — национальное средство жизни и выживания, формирующее поколения созидателей; опора при строительстве не только социальных отношений и культуры, но и идеократического государства, умножавшего силу светской власти властью духовной. Лишение новых поколений исторической памяти, способности прирасти ее «корнями» к национальной «почве», исповедует «веру» разрушения этих «корней» и «почвы», а значит и цивилизации, и государственности России.
Сменяются поколения, но истина пребывает все та же: «Правда жизни — в памяти, вносящей в жизнь сознание, совесть, достоинство, смысл. Ее потеря разрушает, сжигает, испепеляет жизнь».
Историческое миропонимание, являясь доминантой общественного сознания, формирует гражданина и патриота, знающего сложности отечественной истории. Главная роль истории — служить исторической правде, патриотическому воспитанию, объединению общества вокруг его основных ценностей, обоснованию национальных интересов и государственных приоритетов, продуцированию гуманитарного, социально ответственного типа сознания, в т.ч. в руководстве страны.
Такое высокое общегражданское значение курса истории определяет роль и место его преподавания по всем профилям специальностей профессиональной подготовки как курса — первоосновы и системы познания главной науки — науки о России той, какова она есть. Формируя познание российской жизни, курс раскрывает нить, связывающую ее разные времена, «скрепы», способные удержать нацию от распада. Вопрос о будущем не может быть снят, пока прошлое остается под вопросом. Отвергая ложь, ища и постигая понимание истории, правду о прошлом, Россия обретает будущее.


[1] Косолапов Н.А. Что это было? Размышления о перестройке в свете ее когнитивных итогов // Общественные науки и современность. — 2005. — № 1. — С. 6.
 
[2] Ильин И.А. Собр. соч. — М., 1996. — Т. 6. — Кн. 2. — С. 25.
[3] Ключевский В.О. Соч. в 9 т. Курс русской истории — М.: 1990. — Т. 9. — С. 307.
[4] Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991. С. 28.
[5] Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV—XVIII вв. — В 3-х т.: Время мира. — М.: Прогресс, 1992. — С. 11.
[6] Ключевский В.О. Соч. в 9 т. — Т. 1. — М., 1987. — С. 34.
[7] Там же. — Т. 9. — М., 1989. — С. 324.
[8] Там же. — С. 325—326.
[9] Аутизм — состояние психики, характеризующееся преобладанием внутренней жизни, активным отстранением от внешнего мира. Страдающие аутизмом концентрируются на изображении, его деталях, упуская из виду целое, с трудом воспринимают слова, языковые конструкции, намерения собеседника. Для страдающих аутизмом картинка важнее слов // Литературная газета. — 2006. — № 33. — С. 11.
[10] См.: Фурсов Андрей. Колокола истории — Ч. 2. — М., 1996. — С. 350–354; Саган К. Драконы Эдема — М., 1986; Плюснин Ю. Проблемы биосоциальной эволюции — Новосибирск: «Наука», 1990; Работы Медведевой И.Я., директора Института демографической безопасности, и др.
[11] Нуйкин Андрей. Парадоксы экрана // Литературная газета. — 2006. — № 41. — С. 5.
[12] Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории — М., 1968. — С. 322.
[13] См.: Широков Виктор. В поисках смысла // Литературная газета. — 2008. — № 10. — С. 16.
[14] См.: Сараскина Людмила. Вечно проклятое прошлое. Отечественная история как полоса отчуждения  / Литературная газета. — 2005. — №  5.