Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Подготовка кадров с учетом потребностей рынка труда. Опыт стран Европейского Союза

 Среди проблем, с которыми столкнулись страны Европы, важнейшая — обеспечить баланс спроса на рынке труда и предложения системы профессионального обучения. Решение ее в Европе осуществляется за счет повышения роли государства, активности работодателей и их организаций, усиления координации деятельности социальных партнеров в сферах труда и обучения [1].

 
Профессиональные стандарты Европы
В странах ЕС человеческие ресурсы справедливо признаются одним из самых ценных ресурсов, поскольку от уровня их развития напрямую зависит положение отдельных организаций и стран в целом в социально-экономической жизни и на международной арене.
Такое положение обусловлено особой ролью экономики в жизни общества, которое перешло в стадию постиндустриального, информационного развития, основанного на знаниях.
Исходя из этого, роль профессиональной подготовки, профессионального образования, позволяющих обеспечивать экономические и социальные потребности общества, существенно возрастает.
 
В Российской Федерации в последние годы также происходят изменения в области содержания ВПО и его адаптации к запросам и требованиям общества и рынка труда.
Это вызвано как внутренними задачами перехода на инновационный путь развития экономики, так и участием в международных проектах, в т.ч. Болонском процессе (с 2003 г.). Цель последнего — создание в Европе единого образовательного пространства. РФ также участвует в Копенгагенском процессе (с 2002 г.), в рамках которого разрабатываются единые подходы к оценке качества и других характеристик компетентности профессионального образования и обучения.
Решением проблем правового регулирования отношений, возникающих в процессе взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда, также занимается Межпарламентская ассамблея СНГ, комиссия по науке и образованию которой готовит модельный закон «О подготовке кадров с учетом потребностей рынка труда».
 
Отличительная черта систем профессионального образования в странах Евросоюза — разнообразие и вариативность.
По Маастрихтскому договору[2] страны ЕС сохраняют суверенитет своих образовательных систем, характеризующихся сильными национальными традициями и развивающихся в соответствии с местной и отраслевой спецификой рынков труда при участии социальных партнеров.
Однако в отличие от общего, профессиональное образование находится на стыке двух систем — образования и труда. Поэтому в определенной мере оно регулируется и оценивается внешней средой и спросом.
Как правило, в странах ЕС ключевым моментом для признания результатов профессионального образования является не длительность курса обучения или название вуза, где оно получено, а то, что выпускник способен делать на конкретном рабочем месте и какими компетенциями обладает.
Поскольку исторически профессиональное образование берет свое начало на рынке труда, оно требует двуединого механизма координации: как со стороны образования, так и рынка труда при участии и усилении роли государства в создании правовой базы и условий для развития с учетом потребностей рынка труда.
 
Европейская рамка квалификаций
Для переориентации обучения на компетентностный подход ЕС разработал инструмент усиления связи между образованием и сферой труда в виде Европейской рамки квалификаций (ЕРК). Эта рамка призвана стать механизмом сопоставления уровней квалификации различных квалификационных систем, а также использоваться при разработке национальных рамок квалификаций (НРК).
ЕРК, утвержденная и принятая Европарламентом и Советом Европы в начале 2008 г., охватывает общее и профессиональное образование всех уровней. Она предназначена для:
¨    соотнесения квалификаций, свидетельств об обучении и обучения, полученного в процессе трудового опыта;
¨    соотнесения зачетных единиц с определенным уровнем и переноса зачетных единиц в другие системы для их официального признания в этих системах;
¨    обеспечения постепенного накопления квалификаций.
В настоящее время во всех странах Европы идет разработка национальных рамок квалификаций, сопоставимых с ЕРК. НРК уже созданы в Великобритании (Англия, Шотландия), Германии, Ирландии. Во Франции, Испании, Португалии и ряде других стран формирование НРК сопровождается составлением каталога квалификаций.
Национальные системы квалификаций (НСК) одновременно включают и набор взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимодополняющих элементов:
¨    профессиональные стандарты, основанные на видах экономической деятельности (областях профессиональной деятельности);
¨    процедуру (правила и механизмы) признания (регистрации) профессиональных стандартов;
¨    каталог квалификаций, ранжированных по уровням по каждой области профессиональной деятельности (видам экономической деятельности) с указанием результатов необходимого образования и обучения (профессиональных компетенций) в форме каталога программ обучения;
¨    систему качеств квалификаций, включающую процедуры оценки и подтверждения, т.е. сертификации результатов формального образования, неформального обучения, трудового опыта и др.
Опыт стран ЕС показывает, что НСК являются мощным фактором усиления взаимосвязи образования и сферы труда. Они создают новые траектории перехода от образования к трудовой деятельности, связаны с обучением в течение всей жизни и распространяются на все формы обучения — формальную, неформальную и спонтанную. НСК регулируют спрос и предложение умений, знаний и компетенций, способствуют выбору гибких траекторий обучения, позволяют координировать образование, обучение и трудовую деятельность, помогают гражданам формировать собственную карьеру.
 
Социальное партнерство как фактор профессионализма
Основой сотрудничества и принятия решений в области развития профессионального образования с учетом потребностей рынка труда в ЕС выступают различные формы социального партнерства между государством, бизнесом и организациями гражданского общества.
Главная цель социального партнерства в сфере профессионального образования и обучения состоит в направлении коллективных усилий на:
¨      повышение эффективности обучения;
¨      обеспечение равного доступа к обучению;
¨      устойчивое развитие обучения с учетом потребности личности, предприятий, общества и государства;
¨      достижение непрерывного социально-экономического развития;
¨      развитие профессионального образования в рамках концепции обучения в течение всей жизни.
 
Конкретный опыт социального партнерства
 
Великобритания
В Великобритании участие социальных партнеров и связь профессионального образования и обучения со сферой труда заложены в самой структуре управления профессиональным образованием и обучением (ПОО). В управлении ПОО участвуют:
¨      Министерство образования и умений;
¨      Совет по финансированию колледжей продолженного образования (неправительственная организация, финансируемая Министерством образования и умений);
¨      отраслевые советы по умениям, в состав которых входят представители работодателей, государства и работников;
¨      местные органы власти (выборные органы на местах, в ведении которых находится социальное обслуживание, транспорт и учебные заведения);
¨      региональные отделения правительства.
Отраслевые советы по умениям (их более 20) принимают активное участие в разработке национальных стандартов ПОО и охватывают все отрасли экономики Великобритании. В советы входят:
работодатели (преимущественное большинство), как правило, представленные действующими ассоциациями работодателей;
работники, представленные отраслевыми профсоюзами;
специалисты сферы образования.
Советы вместе с представителями отраслей разрабатывают национальные профессиональные стандарты, утверждают национальные профессиональные стандарты квалификаций профессионального образования, сформулированные органами, присваивающими квалификации.
Политика в области ПОО в основном формируется на местном уровне. Предприятия имеют полную свободу устанавливать объем и качество начального и непрерывного профессионального образования; государство же лишь определяет уровни квалификационных стандартов для выпускников и предоставляет на основании строгих критериев средства на обучение, тем самым осуществляя контроль за качеством обучения.
 
Германия
В этой стране применяется так называемая дуальная система.
Действуют автономные профессиональные школы для получения учащимися базового и профессионального образования. Эти школы решают вопросы содержания и организации обучения совместно с предприятиями и работодателями, которые несут ответственность за создание необходимого количества мест производственного обучения. Здесь весьма активны ассоциации работодателей и профсоюзы, а государство обеспечивает законодательную основу по вопросам содержания и итоговой аттестации, разрабатываемую на принципе консенсуса с социальными партнерами.
Финансирование обучения в школах осуществляет государство из средств федеральной земли и муниципалистов. Для обучения на предприятиях средства выделяют сами предприятия. В некоторых отраслях промышленности и в строительстве создаются фонды обучения.
Система профессионального образования предполагает совместный контроль за ПОО со стороны государства и экономическо-социальных партнеров.
Участие социальных партнеров в профессиональном обучении и обучении для рынка труда традиционно для этой страны. Развитие профессионального обучения обеспечивают целый ряд структур и институтов, это:
¨      «компетентные организации» (корпоративные государственные структуры, отвечающие за обучение на предприятиях), представленные промышленными, торговыми и отраслевыми палатами и различными федеральными и земельными органами управления государственного сектора;
¨      комитеты по профессиональному обучению вышеуказанных организаций;
¨      земельные комитеты по профессиональному обучению;
¨      земельные министерства, которые осуществляют контроль за «компетентными организациями» и принимают решения о предоставлении финансовой поддержки обучения на предприятии земельными правительствами;
¨      Федеральный институт профессионального образования и обучения;
¨      Федеральная служба по вопросам труда.
Социальные партнеры осуществляют полномочия на следующих уровнях:
общенациональном, предполагающем участие в разработке программ/стандартов обучения, рекомендаций по всем аспектам ПОО;
региональном на двух субуровнях: федеральной земли (рекомендации по всем сферам ПОО в области координации взаимодействия школа — предприятие) и компетентных органов консультации (надзор за обучением на предприятиях, проведением экзаменов, присвоением квалификаций и др.);
отраслевом, ведающим обсуждением предоставления учебных мест на предприятиях; коллективными договорами о компенсации расходов на обучение;
производственном, на котором компании (предприятия) осуществляют планирование и проведение обучения на предприятии.
Социальные партнеры активно участвуют в разработке квалификаций ПОО. Правовая основа профессионального обучения на рабочих местах определена в законах «О профессиональном обучении» и «О ремеслах». Эти законы регламентируют отношения между обучающимися и компаниями, проводящими обучение, формулируют вопросы, касающиеся контрактов на обучение, свидетельств об обучении и оплаты, организации профессионального обучения и др.
 
Дания
В Дании социальные партнеры принимают активное участие в развитии ПОО, будучи представлены в различных органах управления профессиональным образованием на национальном и региональных уровнях.
Социальные партнеры представлены следующими организациями: Советом по ПОО «Erhvervsuddanneldesradet» (консультируют Минобразования по вопросам качества и сертификации и т.д.), национальными комитетами по труду «Defagligeudvajg» (консультируют правительство по содержанию, структуре, продолжительности обучения), а также местными комитетами по образованию «Delokae», которые помогают учебным заведениям планировать содержание программ, устанавливать связи с местным рынком труда. В соответствующих органах работники представлены Конфедерацией профсоюзов Дании, работодатели — Конфедерацией работодателей.
Наиболее эффективным признано трехстороннее партнерство. С 1998 г. функционирует постоянно действующий форум, специальная цель которого — ведение трехсторонних переговоров.
Социальные партнеры участвуют во всех структурах, осуществляющих управление профессиональным образованием и рынком труда. Прежде всего это Консультативный совет по профессиональному обучению, а также 55 отраслевых комитетов. Помимо того, социальные партнеры являются членами попечительских советов учебных заведений, занимающихся распределением финансовых средств, которые выделяет правительство, а также определением тематики курсов обучения, востребованных на местном уровне (включая непрерывное профессиональное обучение).
Для стимулирования участия компаний в профессиональном обучении создан Коллективный фонд работодателей. Он выделяет гранты на компенсацию затрат по выплатам студентам в период их обучения в учебном заведении (курс обучения предусматривает обязательное производственное обучение на предприятии и обучение в учебном заведении), а также различные субсидии. С 1999 г. все средства фонда формируются из обязательных взносов работодателей (как частных, так и государственных предприятий). Фонд получает государственный грант для компенсации работодателям затрат на заработную плату студентам в период теоретического обучения.
 
Франция и Ирландия
Сколь бы ни казалось странным объединение этих разных стран в одно «целое», они объединены моделью государственного планирования, регулирования и реализации мер по ПОО в тесном взаимодействии с социальными партнерами, участие которых в управлении профессиональным образованием усиливается.
При активном содействии социальных партнеров была разработана модель чередующегося обучения, получившая впоследствии широкое распространение во всех странах Западной Европы.
По инициативе работодателей вводятся новые дипломы и квалификации. Вопросы профессионального обучения и обучения на рабочем месте также решаются совместно профсоюзами и работодателями в соответствии с коллективными договорами. На отраслевом уровне важную роль в профобразовании играют ассоциации работодателей; высока и активность профсоюзов.
Для реализации целей ПОО социальными партнерами созданы трехсторонние консультативные органы. Финансирование непрерывного профессионального обучения осуществляется и государством, и предприятиями.
Несмотря на то что «французская» модель регулирования профобразования с учетом потребностей рынка труда относится к разряду моделей с доминированием государственного управления, организации социальных партнеров играют важную роль в формировании и реализации политики в области ПОО. В этой связи можно говорить о модели, которая по существу имеет государственно-общественный характер.
На национальном уровне ключевую роль играют две организации социального партнерства.
1. Постоянная комиссия Национального совета по управлению профессиональным обучением, состоящая из представителей работодателей, профсоюзов и двенадцати министров. Она — консультативный орган по разработке основных вопросов национальной политики в области ПОО. Комиссия руководит региональными советами ПОО, в составе которых — префект соответствующего региона, президент регионального совета, по 5 представителей от работодателей и профсоюзов, а также по одному представителю от Федерации национальных союзов работников образования, государственных учебных заведений, торгово-промышленной палаты и общественных организаций. В целях децентрализации управления созданы 26 региональных советов профессионального обучения. В соответствии с законом, региональные советы отвечают за профессиональное обучение молодежи и организацию производственного ученичества.
2. Координационный комитет региональных программ ученичества и профессионального обучения, состоящий из представителей социальных партнеров, государственных органов и региональных советов, который координирует разработку политики на региональном уровне.
Каждая из этих организаций соответствует крупному сектору экономики и занимается разработкой квалификационных требований для государственных профессиональных дипломов. Существует также ряд консультативных структур, которые помогают привлечь местные сообщества (регионы, департаменты) к решению проблем профессионального обучения[3]. Для обеспечения связи ПОО с рынком труда в соответствующих министерствах организованы комиссии по труду.
Государство широко привлекает общественные организации к формированию политики в области подготовки профессиональных кадров, определению квалификационных требований и др. Государственные структуры регулярно консультируются с социальными партнерами по вопросам законодательной и нормативно-правовой базы сектора ПОО. Все нормативно-правовые акты в области ПОО принимаются только после консультаций с социальными партнерами. Приразработкенациональныхсертификатов/дипломов Министерство образования консультируется с 19 отраслевыми профессиональными комитетами, состоящими из представителей соответствующего сектора, министерств, родителей и социальных партнеров. Участие этих комитетов обеспечивает качественные критерии оценки профессиональной квалификации.
 
Финляндия
В Финляндии издан закон «О профессиональном образовании и обучении», который установил порядок организации взаимодействия системы образования и рынка труда.
Социальные партнеры участвуют в деятельности комитетов по профессиональному обучению, Консультативного совета по сотрудничеству в области образования, Совета по образованию для взрослых, учрежденных Министерством образования. В образовательных учреждениях также работают совместные административные органы и консультативные комитеты. Цель этой деятельности — планирование и развитие ПОО, стимулирование взаимодействия между ПОО и сферой труда.
 
Организации социального партнерства представлены:
¨    Конфедерацией финской промышленности и работодателей, объединяющей преимущественно крупные предприятия;
¨    Конфедерацией работодателей индустрии, представляющей сферу обслуживания;
¨    Федерацией финских предпринимателей;
¨     Центральным союзом производителей сельскохозяйственной продукции и владельцев лесов;
¨    Центральной организацией финских профсоюзов;
¨    Конфедерацией наемных работников, представляющей преимущественно менеджеров среднего управленческого звена;
¨    Конфедерацией профсоюзов работников интеллектуальных профессий;
¨    Центральной торговой палатой и входящими в нее компаниями и объединениями.
 
Государство предоставляет:
¨    субсидии (гранты) работодателям, обеспечивающим места для прохождения производственной практики студентами учебных заведений ПОО и организующим внутрифирменное обучение собственным сотрудникам;
¨    налоговые льготы предприятиям, активно участвующим в развитии ПОО.
На уровне учебных заведений профобразования используются следующие формы участия социальных партнеров в: советах (попечительских, директоров и иных совместных формальных и неформальных органах); разработке программ, отвечающих потребностям предприятий; оказании помощи предприятиям в совершенствовании обучения на рабочем месте.
Основной акцент на региональном и местном уровне социальные партнеры уделяют вопросам удовлетворения потребностей местных рынков труда. Одной из форм сотрудничества между учебными учреждениями ПОО и предприятиями являются так называемые секции трудовой жизни.
В задачу секций трудовой жизни входит установление постоянно действующего взаимодействия между конкретными секторами экономики и учебными заведениями ПОО. К функциям секций относятся вопросы:
• разработки программ обучения;
• совершенствования среды обучения;
• принятия решений по обновлению оборудования и технологий на рабочих местах для прохождения практики обучающимися;
• разработки критериев и процедур оценки практических умений;
• формирования прогноза изменений потребностей в компетенциях в целях совершенствования перспектив набора на обучение, с учетом спроса на рынке труда.
 
Заключение
Развитие системы профессионального образования в странах ЕС направлено на сбалансирование спроса на рынке труда и предложения системы обучения. Обеспечивается это за счет повышения роли и активности государства, работодателей и их организаций, а также профсоюзов, которые усиливают координацию в сферах труда и обучения в рамках социального, государственно-частного партнерства.
Все страны ЕС в рамках социального партнерства создали или создают национальные системы квалификаций и постоянно совершенствуют систему целенаправленной профессиональной ориентации и непрерывного профессионального обучения учащихся, студентов, специалистов и рабочих. Эта система становится важнейшим ресурсом и фактором социально-экономического развития государств.
В Генеральном соглашении, заключенном между общероссийскими объединениями профсоюзов и объединениями работодателей, а также правительством РФ на 2011—2013 гг., намечено принятие мер по обновлению системы профессионального образования всех уровней систем непрерывного профессионального обучения ПОО с учетом приоритетов развития экономики, в т.ч. развития национальной системы квалификаций, включая предложения, направленные на совершенствование квалификационных характеристик (профессиональных стандартов), сближению их со стандартами ЕС, модернизацию единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. В этом смысле опыт стран Европы может представлять определенный интерес для сторон социального партнерства России.
С учетом описанного опыта ускорение реализации намеченных Генеральным соглашением мер в части совершенствования профессиональных стандартов будет способствовать повышению качества подготовки вузами и ссузами отечественных специалистов и рабочих кадров. Базируясь на опыте ЕС, наши вузы в соответствии с ФГОС ВПО смогут:
обеспечить гарантию качества подготовки, в т.ч. путем разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
создавать для аттестации обучающихся фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций;
создать условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности.


[1] См.: А.А. Муравьева, О.Н. Олейникова. «Управление учебными заведениями профессионального образования в странах Европейского Союза». — М.: Департамент образования г. Москвы, НИИ развития профессионального образования, 2011.
В статье также использованы и другие источники, в т.ч. материалы Академии труда и социальных отношений.
[2] Вступил в силу с 1 ноября 1993 г.
[3] Вопросами ПОО занимается также Министерство труда и солидарности. Наряду с ним Министерство образования осуществляет 40% базовой профессиональной подготовки молодежи по 650 профессиональным квалификациям. Помимо того, действует Генеральная комиссия по вопросам занятости и профессионального обучения, которая совместно с Министерством труда и солидарности отвечает за реализацию государственной политики в области профессионального обучения для лиц, обучающихся по контрактам «чередующегося» обучения, и за профессиональное обучение работников частного сектора.