Новая реформа: бакалавров подвергнут ЕГЭ
Последние десять лет российское образование переживает то, что сейчас модно называть эпохой инноваций. Серьезные изменения происходят на всех уровнях образовательной системы.
Наверное, самыми спорными и горячо обсуждаемыми новшествами стали введение ЕГЭ для школьников и перевод вузов на двухступенчатую систему образования — бакалавриат и магистратуру. Сторонники и противники этих нововведений до сих пор враждуют так же непримиримо, как Монтекки и Капулетти.
Теперь светлые умы в системе образования родили еще одно новшество, которое презентовал министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко.
Официальная позиция
Во время заседания коллегии Минобрнауки 18 февраля 2012 г. А.А. Фурсенко предложил ввести аналог ЕГЭ для бакалавров. Он предположил, что в экспериментальном режиме такой экзамен может появиться в России в ближайшие 2—3 года. По словам министра, ЕГЭ для бакалавров может проводиться в письменной форме, и его будут проверять эксперты, не имеющие отношения к вузу, в котором обучался бакалавр. А.А. Фурсенко отметил, что такая независимая оценка должна проводиться также с участием работодателей. «Если будет внешне жесткая оценка, то мы увидим, что целый ряд вузов не то что магистров и аспирантов, но и бакалавров подготовить не может», — сказал он. Министр отметил, что введение такого экзамена займет продолжительное время. «Мы помним, сколько времени прошло с провозглашения до введения ЕГЭ — 8 лет. Это долгая тема», — заметил он.
Для чего это нужно?
Представители вузов по-разному отреагировали на министерскую инициативу. Мнения распределились в широком диапазоне — от принципиальной поддержки до решительного неприятия.
Так, по мнению директора Института развития образования Высшей школы экономики (ВШЭ) И.В. Абанкиной, в предложении Минобразования «есть рациональное зерно, связанное с тем, чтобы ввести единые требования к оценке компетентности выпускника». То есть речь, по ее словам, должна идти не о введении единого экзамена по специальности, а об оценке базовых навыков всех выпускников бакалавриата. «Не нужно думать, что можно сформировать единые подходы, которые бы выдавали квалификацию по каждой конкретной специальности», — сказала эксперт РБК. И.В. Абанкина подчеркнула, что должна быть создана честная, прозрачная и открытая система. «Необходимо серьезно подумать, какова должна быть форма этого экзамена, кем и как он будет приниматься, какова будет процедура возможной пересдачи, и как его результаты скажутся потом на аккредитации учебных программ», — сказала она, добавив, что от этого зависит, «будет это действительно фильтр на качество или никому не нужная бюрократическая процедура, которую захочется только как-нибудь обмануть».
И.В. Абанкина считает, что независимая система итоговой аттестации нужна, в частности, для того, чтобы в том случае, если человек занимался самообразованием, он имел бы возможность подтвердить свою квалификацию. «Разные программы, по которым учатся люди на разных этапах жизни, чтобы сменить профессию, становятся все более востребованными, и нам очень важно иметь систему, которая бы здесь была контролем качества», — сказала она.
Ректор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Е.И. Пивовар также считает, что в этой инициативе А.А. Фурсенко нет ничего сверхъестественного или чего-то такого, что противоречило бы тому, что есть в российской системе высшего образования сейчас. «Я бы не называл это ЕГЭ, потому что речь идет о независимом итоговом тестировании. Эта линия нацелена на повышение качества продукта, который выпускает высшая школа», — заявил ученый. По его мнению, необходимо проводить комплексную проверку знаний бакалавров, сохранив госэкзамены и защиту выпускных работ, но добавив к этому итоговую аттестацию, проводимую самим вузом, а также профессиональный экзамен и независимую экспертизу. «Если три эти ступени вводить сразу, то это действительно даст результат, если же будет по-другому, то реформа может привести к негативному результату», — считает Е.И. Пивовар. По словам ректора РГГУ, при таком подходе подготовка бакалавров будет более практико-ориентированной.
В свою очередь председатель Совета ректоров вузов Воронежской области, ректор Воронежского государственного университета Д.А. Ендовицкий в интервью РБК отметил ряд достоинств и недостатков возможного введения аналога ЕГЭ для бакалавров. Так, по его словам, к плюсам такой инициативы можно отнести то, что она позволит усилить контроль качества образования, стандартизировать процедуры выпускных экзаменов и повысить межвузовскую мобильность бакалавров при поступлении в магистратуру.
В то же время Д.А. Ендовицкий указал на ряд минусов. Во-первых, это предполагаемый рост вмешательства чиновников в образовательный процесс, что может повысить коррупционные риски. Во-вторых, серьезное увеличение бюджетных расходов на разработку тестовой базы и ее актуализацию, а также на администрирование этого процесса. В-третьих, исключение творческой составляющей при выборе стандартных ответов в тестах. По его мнению, независимое тестирование выпускников вузов, получивших высшее образование по основным программам бакалавриата, — давно назревшая потребность. При этом Д.А. Ендовицкий считает, что аналог ЕГЭ для бакалавров не должен подменять личное общение выпускника с ведущими учеными и работодателями. «ЕГЭ для бакалавров должен стать частью итоговой аттестации», — подчеркнул он.
Ректор Финансовой академии при правительстве РФ М.А. Эскиндаров сообщил РБК, что идея введения аналога ЕГЭ для бакалавров обсуждается в российской образовательной среде уже давно. По его словам, это связано не с тем, что «всем очень понравился ЕГЭ», а с «безысходностью и недоверием общества к подготовке кадров во многих вузах, которые выпускают огромное количество людей с дипломами, но без знаний». Однако М.А. Эскиндаров не видит реальных возможностей в ближайшее время ввести такой экзамен, так как процесс перехода к соответствующей системе аттестации выпускников бакалавриата, по его оценке, будет очень длительным и затратным в связи с тем, что потребуется создание независимых центров тестирования.
«Я надеюсь, что аналог ЕГЭ для бакалавров все-таки не будет введен в России и мы найдем другие инструменты стимулирования деятельности вузов и их ответственности за тех, кого они готовят», — заявил ректор Финансовой академии. По его мнению, в ближайшее время нужно разработать более жесткие требования к аккредитации и выдаче лицензий вузам и образовательным программам. «В России должно быть не больше 200—250 университетов, и тогда вообще снимется вся идея ЕГЭ для бакалавров», — считает М.А. Эскиндаров. Он уверен, что, если начать серьезно работать над возможностью введения ЕГЭ, это будет означать абсолютное недоверие к вузам и их преподавателям. «Зачем же тогда иметь эти вузы?», — удивляется эксперт. В то же время М.А. Эскиндаров не отрицает необходимость проверки знаний выпускников, но для этого он считает необходимым усилить роль государственных аттестационных комиссий (ГАК).
Первый проректор, проректор по учебной работе Российского университета дружбы народов (РУДН) А.П. Ефремов относится к обсуждаемой инициативе отрицательно. Свою позицию РБК он объяснил, во-первых, тем, что это будет технически очень сложно сделать. «Если у нас в школах учебные программы примерно везде одинаковые, то в бакалавриатах у нас очень много стандартов, то есть выработать под каждый образовательный курс набор тестов или вопросов, которые бы ему подходили, это технически очень сложно», — пояснил свою позицию А.П. Ефремов. Кроме того, эксперту не совсем ясна цель введения такого экзамена. «Если понятно, зачем школьникам нужен ЕГЭ для поступления по бюджету в вуз, потому что ребята из дальних регионов не всегда могут приехать в большой город и там сдавать экзамены по экономическим причинам, то бакалавры уже имеют хорошую профессию, приличный возраст — за 20 лет, и для поступления в магистратуру они могут сдать обычные экзамены», — отметил он.
А.П. Ефремов также привел довод, согласно которому новая система дополнительного контроля превращается «в систему заработка людей, которые будут эти тесты писать». «Уж если доходить до абсурда, то почему бы нам не сделать ЕГЭ в магистратуре, чтобы поступать в аспирантуру, или ЕГЭ в аспирантуре, чтобы поступать в докторантуру, и затем ЕГЭ в докторантуре, чтобы нас по нему избирали в академики», — сказал первый проректор РУДН. По его мнению, введение ЕГЭ на всех уровнях образования может привести к тому, что вузы начнут терять свою идентичность, а это станет первым шагом на «пути к деградации творчества».
Если все-таки введут
Между тем директор Института развития образования ВШЭ И.В. Абанкина считает, что главной задачей нового экзамена для бакалавров будет предоставление возможности студенту проявить себя в том, чего он достиг, а не поймать его на незнании. По ее мнению, нужно проводить не единый экзамен по специальности, а оценивать навыки выпускника по поиску и сбору информации, то, как он может делать выводы и проводить анализ, проявлять лидерские качества и умеет ли работать в команде. Кроме того, И.В. Абанкина указала на необходимость проверять выпускников бакалавриата на знание общих понятий экономики, современного планирования деятельности, управления. Также эксперт уверена, что выпускники первой ступени высшего образования нуждаются в правовой грамотности, бизнес-компетентности, IT-навыках и владении иностранными языками.
Ректор Воронежского госуниверситета Д.А. Ендовицкий, в свою очередь, считает, что примерный перечень предметов для сдачи экзаменов по основным направлениям бакалавриата может быть таким: психология, биология, химия, информатика, история, математика, физика, география, геология, философия, педагогика, иностранный язык, литература, русский язык, культурология, теория журналистики, международные отношения, теория рекламы и связи с общественностью, бухгалтерский учет, финансы, менеджмент организаций, экономика фирмы, региональная экономика, теория государства и права. При этом, по его мнению, это должен быть один экзамен по нескольким профильным дисциплинам.
И.В. Абанкина полагает, что такие экзамены могут проводиться в течение последнего полугода обучения в бакалавриате. «Это должен быть свободный срок, а не уравнительный для всей страны, потому что бакалавриат у кого-то чуть раньше заканчивается, у кого-то чуть позже», — отметила эксперт. По словам Д.А. Ендовицкого, ЕГЭ для бакалавров, в случае его введения, должен проводиться не позднее нынешних сроков итоговой аттестации, то есть в большинстве вузов — не позднее 1 июля выпускного года.
Вместо послесловия
В заключение надо отметить, что большинство опрошенных РБК студентов столичных вузов дали правительственной инициативе крайне отрицательную оценку. По их мнению, ЕГЭ станет не более чем формальностью, которая будет проводиться, что называется, для галочки.
Остается только надеяться, что при претворении реформы в жизнь будут учтены мнения всех сторон образовательного процесса. И если у бакалавров все-таки появится свой ЕГЭ, то он принесет пользу и учащимся, и преподавателям, и вузам, а не усложнит их жизнь.
Окажется ли эта новая повесть в новейшей истории отечественного образования печальнее повести о введении ЕГЭ в средней школе, покажет время.
РБК