Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Главные события за 8 лет (Из выступления министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко)

 

9 марта Министерству исполнилось ровно 8 лет. Опираясь на сделанное, хочу сосредоточиться на том, как выстраивать политику на будущее. Какие базовые ориентиры на ближайшие 10—15 лет будут формировать стратегию развития образования и науки?
Главные вызовы современности — несоответствие человеческого капитала запросам экономики, общества, личности. Ответственность за это несоответствие в значительной мере лежит на системе образования.
 
Человек в новой экономике может стать успешным, если готов не только меняться в соответствии с внешними и внутренними запросами, но и предвидеть и опережать эти изменения. Концепция непрерывного образования, образования не на всю жизнь, а через всю жизнь, предполагает, что должна быть выстроена постоянная система мотиваций. Каждая ступень образования — детский сад, начальная, средняя, старшая школа, бакалавриат, магистратура и так через всю жизнь — должна быть в равной степени востребована и использована. А это в свою очередь возможно только, если с детства человеку нравится учиться, нравится процесс познания нового.
 
С самого начала нашей работы мы безоговорочно приняли подход, при котором главным в образовании является воспитанник. И реализовали этот принцип не на словах, а на деле.
Поддержка цепочки непрерывного образования — первая из задач, решаемых министерством за отчетные 8 лет. Но выбор траектории образования должен оставаться за человеком. Эта свобода выбора на всех уровнях была закреплена нормативно, начиная с дошкольного образования, c различных моделей детских садов.
Принцип вариативности заложен в новых образовательных стандартах, которые заработали с 1 сентября 2011 г. Каждое образовательное учреждение теперь имеет право самостоятельно определять содержание образования. Стандарты лишь задают требования к результатам, структуре программы и условиям обучения.[1]
За счет перехода российских вузов на уровневую систему образования в рамках Болонских соглашений студенты могут выстроить собственную траекторию обучения, выбирая в соответствии со своими стремлениями и новую магистерскую программу, и новый вуз.
Отказываясь от жесткого государственного регулирования в области дополнительного образования, мы сделали обучение более гибким, приближенным к запросам работодателя, корпоративному обучению.
Задача будущего:
¨    успешно завершить этот процесс, максимально персонифицировав программы за счет модульности, вариативности;
¨    реализовать запрос общества на так называемое неформальное образование: освоение информационных технологий, изучение иностранных языков, музыки, живописи, истории, культуры, художественное творчество. То есть на то, что позволяет человеку самореализоваться;
¨    создать новые возможности для обучения инвалидов.
 
Развитие инфраструктуры
Чтобы выбор был действительно свободным, доступным для всех граждан независимо от материального положения и места жительства, необходима соответствующая инфраструктура, которая требует серьезных финансовых вложений.
Удалось добиться существенного увеличения расходов государственного бюджета на образование. Консолидированный бюджет образования за 8 лет увеличился с 600 млрд. руб. до 2,3 трлн. руб.
С 2006 г. в рамках национального проекта «Образование» началась масштабная государственная поддержка точек роста в школьной системе и профессиональном образовании. Этот процесс продолжается и сегодня: получены серьезные системные результаты.
Созданы новые условия для повышения компьютерной грамотности учащихся. Целью нашей деятельности было устранение «цифрового» неравенства школ. Свыше 52 тыс. общеобразовательных учреждений получили широкополосный доступ к сети Интернет.
Выделяя деньги на развитие инфраструктуры, мы должны были одновременно обеспечить и более эффективные механизмы финансирования текущей деятельности.
 
Новые финансовые механизмы
Еще в 2006 г. мы начали переход к нормативно-подушевому финансированиюс тем, чтобы«деньги в школу шли за учеником». В 2011 г. сделаны системные шаги по реализации Федерального закона № 83.
Внедряя механизм нормативного финансирования, мы учли принципиальные различия доступности общего и профессионального образования. Для общего образования — принцип всеобщности и социальных гарантий, когда экономические факторы уходят на второй план, например, при финансировании малокомплектных и сельских школ. Для профессионального образования — конкурсную основу государственного задания на подготовку кадров.
Нормативно-подушевое финансирование позволило в значительной мере решить вопрос повышения заработной платы преподавателей. Если в 2004 г. заработная плата учителя составляла около 4 тыс. рублей (менее 60% от средней по экономике),то сегодня мы вплотную подошли к средней заработной плате по экономикетруда профессорско-преподавательского состава
 
Задача, поставленная председателем правительства РФ В.В. Путиным — увеличение оплаты труда ППС — может и должна быть решена через увеличение нормативов финансирования. В этом году впервые установлены государственные задания с четким описанием их объема, требований качества, условий обучения.
При увеличении норматива государственного финансирования мы не должны допускать, чтобы стоимость платного обучения была ниже бюджетного. Слова «платное обучение с полным возмещением затрат» должны в буквальном смысле обеспечивать запланированный рост заработной платы преподавателей. А для того, чтобы такое обучение было доступно населению, необходимо расширить государственную поддержку образовательных кредитов для студентов.
 
Новые подходы к содержанию образования
Повышая заработную плату работникам образования, обновляя оборудование, реализуя программу «школьный автобус», ремонтируя общежития, мы не должны забывать о главном — содержании образования.
Конечно, чему учить и как учить должны определять эксперты, а не чиновники. Политика министерства заключается в том, чтобы вопросы содержания обсуждались профессиональным сообществом совместно с общественностью и внешними заказчиками (работодателями). До тех пор, пока профессионалы, общество не достигнут согласия, чиновники не должны принимать решения. Так устроена сегодня и работа совета министерства по образовательным стандартам. Этот же подход мы предложили при реформировании системы УМО.
Что касается новых подходов к содержанию образования, то мы много спорили об этом, обсуждая стандарты старшей школы — должны ли школьники изучать отдельные дисциплины или конвергентные области знаний. Считаю, что именно второй подход является перспективным. Сегодня самые интересные исследования в науке не разделяются по направлениям: например, нанобиоинформационно-когнитивные технологии невозможно однозначно отнести к естественнонаучной или к гуманитарной сфере.
И то, чему учить, и то, как учить, в конечном итоге зависит от того, кто учит. Непосредственная задача министерства на ближайшие годы — сформировать требования к современному учителю, создать условия для его качественной работы и профессионального роста.
Считаю, что профессия учителя перестает быть непрестижной. Об этом говорит и отсутствие вакансий в школах, и рост числа молодых учителей. Только за последние несколько месяцев их число увеличилось на 10%, т.е. на 25 тыс. человек в сравнении с 1 января и 1 сентября 2011  г.
Обеспечивая достойный уровень оплаты и престиж профессии, общество вправе требовать более высокое качество работы. Министерство по согласованию с профсоюзами ввело обязательную аттестацию учителей раз в пять лет, поскольку качество образования и качество работы учителя, педагога тесно связаны.
 
Оценка качества образования
Все эти годы модернизация образования носила открытый «надведомственный» характер. А это предполагает наличие независимой и объективной системы внешней оценки качества образования.
Самым обсуждаемым проектом министерства являлся единый госэкзамен. Признать право государства устанавливать требования к качеству образования не могли сразу ни школьные учителя, ни родители. Сегодня сама идея проверки знаний независимо от тех, кто учит — уже не обсуждается. Дискуссии вокруг ЕГЭ сводятся к тому, как сделать его лучше.[2]
Сегодня необходимо оценивать качество не только результатов обучения, но и внеучебных успехов учащихся с тем, чтобы человек мог сформировать портфель личных достижений в течение всей жизни.
В перспективе мы должны создать независимую оценку качества на всех уровнях образования. Итоговая государственная аттестация студентов только на словах является «государственной»; на деле знания проверяют те же преподаватели, кто учит. Нужно идти по пути введения «ЕГЭ для бакалавров».
Должны быть введены профессиональные экзамены, которые обеспечивали бы допуск выпускника вуза к профессии врача, учителя, юриста, конструктора и т.п. на основе независимых центров оценки профессиональных квалификаций. Эту работу мы начали совместно с РСПП, Ассоциацией юристов, другими профессиональными объединениями.
В свою очередь, одним из главных индикаторов качества образования являются достижения в науке, которые не только характеризуют уровень социального развития, но и в полной мере отражают экономическую конкурентоспособность страны.
 
 
Развитие научных исследований
Политика министерства по формированию конкурентоспособного и эффективного сектора научных исследований и разработок включала несколько направлений.
1. Развитие среды генерации знаний через проведение фундаментальных и поисковых исследований.
2. Развитие инновационной системы.
3. Коммерциализация результатов исследований.
По каждому из направлений достигнуты определенные результаты. И тем не менее имеется серьезная неудовлетворенность. Так, несмотря на заметный рост финансирования, большинство наукометрических показателей оставляют желать лучшего. То же самое можно сказать об инновационной активности.
Проблема заключается в том, что мы фактически исчерпали существующий задел фундаментальной науки, нужна генерация качественно нового научного знания. Это достаточно остро проявилось при формировании тематики ФЦП «Исследования и разработки» в 2011 г.: из-за отсутствия заявок должного уровня мы вернули в бюджет почти 4 млрд. рублей.
Кроме того, исторически сложился дисбаланс между техническим и гуманитарным секторами в структуре научного знания. Доля финансирования технических наук в России (45%) более чем в 2 раза превосходит европейские показатели (20%), а в медицинских, общественных и гуманитарных науках в 3 раза меньше, чем во всех странах ЕС . Попытки преодолеть разрыв только за счет расширения подготовки специалистов в общественной и гуманитарной сферах фактически привели к развитию псевдообразования.
 
Модернизация научно-технического сектора
Именно поэтому мы начали модернизацию научно-технического сектора, базируясь на идее еще более тесной интеграции образования и науки, рассматривая их как единый комплекс развития «человеческого капитала». Особое внимание было уделено развитию вузовской науки. При этом мы решали одновременно две задачи. Первая — создать научно-образовательные комплексы мирового уровня. Вторая — сформировать более конкурентную научную среду в России.
Сегодня мы отмечаем качественные изменения в системе. Так, в ходе конкурсных процедур отобраны несколько десятков ведущих вузов с исследовательским потенциалом. Высшая школа в их лице на равных конкурирует с академическими и корпоративными исследовательскими центрами. В первую очередь за их счет доля сектора высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки увеличилась за 8 лет с 5,5 до 9,1% (от 10 до 54 млрд. рублей). При этом с 2009 г. вузовская наука стала расти бóльшими темпами, чем наука гражданского назначения в целом. 
 
Не менее важна реализация образовательного потенциала научных организаций, усиление и расширение не только аспирантуры, но и магистратуры на базе академических институтов.
Можно утверждать, что уже сейчас на национальном уровне достаточно эффективно функционируют образовательно-научные и инновационные кластеры в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, Казани.
Ряд пилотных проектов имеют прорывной характер. Наиболее характерным является направление нанотехнологий, которое комплексно и системно осуществлялось в рамках ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии» и «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития». Кроме того, государство очень серьезно вложилось в создание «Роснано». Все это делает Россию абсолютно конкурентоспособной в этой отрасли, начиная от публикационной активности и заканчивая коммерциализацией прикладных разработок.
 
Международная кооперация
Новое качество научных исследований складывается и за счет формирования глобальной инфраструктуры. Россия активно участвует в таких международных проектах, как Большой адронный коллайдер в ЦЕРНе, ИТЭР, XFEL.
Правительством принято решение поддержать шесть новых мега-проектов[3], которые на мировом уровне будут способствовать развитию фундаментальных и прикладных исследований.
«Локомотивами» международного сотрудничества выступают Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», Объединенный институт ядерных исследований в Дубне, ряд других ведущих институтов страны.
 
Интеграция знаний и экономики
Эффективная интеграция знаний и экономики является сегодня характерной чертой наиболее успешных государств. Именно поэтому создание инновационной инфраструктуры, содействие кооперации научных школ и предприятий, формирование технологических платформ стали для министерства приоритетными в последние годы.
В результате мы получили развитую сеть технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, малых инновационных предприятий. Созданы центры коллективного пользования, новые лаборатории, в которых работают ведущие ученые, как наши, так и зарубежные.
Вуз как центр инновационного пояса может и должен не только создавать инновационную продукцию по заказу предприятий, но и формировать на нее спрос. Тем самым, стимулируя формирование инновационного промышленного сектора экономики, он становится локомотивом развития.
Но интеграция будет эффективной только при взаимном участии в процессах управления. По нашей инициативе законодательно закреплены нормы, обязывающие вузы формировать наблюдательные и попечительские советы с участием работодателей. Вузы функционируют как крупные корпорации в инновационном секторе экономики с миллиардными бюджетами и крупными имущественными комплексами, и им необходимо профессиональное управление, выходящее за рамки чисто образовательных задач.
Перед нами поставлена задача вырастить несколько университетов мирового класса. Бренды лучших российских университетов должны заработать не только на национальном, но и на глобальном уровне. Одними постановлениями правительства РФ эту задачу не решить. Процесс долгий, но именно он выявит истинных лидеров.
 
«Создавая эффективные научно-образовательные структуры, — отметил в заключение министр, — мы сможем перейти к устойчивому финансированию фундаментальных и поисковых исследований как за счет поддержки науки в исследовательских университетах и центрах, так и за счет увеличения объемов долгосрочных программ и государственных научных фондов.
Представленные выше подходы отражены в новых стратегических документах. Имею в виду «Стратегию инновационного развития до 2020 года», утвержденную правительством РФ в декабре2011 г., «Основы государственной политики по науке и инновациям», утвержденные президентом России в январе нынешнего года, последние версии «Государственной программы развития образования» и «Государственной программы развития науки и технологий» на 2012—2020 гг.».


[1] Свободу выбора при поступлении в вуз обеспечивает ЕГЭ, система олимпиад школьников. За счет более справедливой системы отбора количество иногородних студентов в ведущих вузах возросло в разы. Мы также обеспечили возможность обучения на бюджетных местах в частных вузах.
[2] Работа специалистов направлена на содержательное улучшение оценочных материалов. Уже в 2011  г. в экзаменах по математике и литературе отсутствовали классические тестовые задачи. Увеличена доля практико-ориентированных задач. В развитии ЕГЭ предложен ряд содержательных изменений — например, развернуть экзамен во времени и учитывать достижения в процессе всей учебы ребенка. Например, русский язык можно было бы сдавать по завершении основного курса в 9-м классе, а географию в 10-м. Тогда у ребят появится мотивация учиться всё время, а не только в выпускном классе. Второе предложение — открытая публикация КИМ, как в случае с математикой. Это то, что технически можно было бы реализовать в течение ближайших 2—3 лет.
[3] ТОКАМАК «Игнитор» (г. Москва); высокопоточный пучковый исследовательский реактор ПИК (г. Гатчина); источник специализированного синхротронного излучения (г. Москва); комплекс сверхпроводящих колец на встречных пучках тяжелых ионов, NICA (г. Дубна); Центр исследований экстремальных световых полей (г. Нижний Новгород); ускорительный комплекс со встречными электрон-позитронными
пучками (г. Новосибирск).